Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.


Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:


- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;


- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;


- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;


- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;


- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.


В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.


Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".


Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.


В рекомендациях ПМПК должна быть определена:


- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);


- форма получения образования;


- необходимость периода динамического наблюдения;


- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);


- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.


Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.


В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:


- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;


Хочу такой сайт

ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.Хочу такой сайт


Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".


Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.


В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.


В МАОУ СОШ № 10 специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления в школу и в процессе обучения. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);


В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Специально оборудованные учебные кабинеты

Специально оборудованных учебных кабинетов для маломобильных групп не имеется.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Имеется кабинет технологии для проведения практических занятий

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека оборудована столами для читателей, стульями, книжными шкафами, стеллажами, каталожным шкафом и рабочим столом для библиотекаря в составе персонального компьютера, принтера. Рабочее место библиотекаря имеет выход в Интернет. Комплектование библиотеки и читального зала специальными адаптивно-техническими средствами, приспособленными для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрено. Доступ к имеющемуся библиотечному фонду для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В ОО имеется спортивный зал, оснащенный оборудованием и инвентарем по всем разделам учебной программы по физической культуре. Имеются раздевалки для переодевания для мальчиков и девочек. Имеется отдельное помещение для лыжной подготовки, спортивная площадка на открытом воздухе.

Спортивно-оздоровительная деятельность нацелена на формирование у обучающихся осознанного отношения к своему физическому здоровью, повышению физической активности.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых осуществляется обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации обучающиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Реализация адаптированных образовательных программ предусматривает использование в образовательной деятельности учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перечень учебников (в том числе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ЗПР) для использования в образовательной деятельности в 2022-2023 учебном году определен приказом ОО.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации


Перечень мер для обеспечения доступа инвалидов(школа) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154190 Директор/Заведующий Шульгина Наталья Владимировна Дата подписания документа 20.03.2023 22:07:40 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Паспорт доступности для инвалидов (школа) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154190 Директор/Заведующий Шульгина Наталья Владимировна Дата подписания документа 20.03.2023 22:07:41 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Паспорт доступности для инвалидов (ДОУ) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154190 Директор/Заведующий Шульгина Наталья Владимировна Дата подписания документа 12.04.2023 13:50:47 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Перечень мер для обеспечения доступа инвалидов (ДОУ) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154190 Директор/Заведующий Шульгина Наталья Владимировна Дата подписания документа 12.04.2023 13:50:49 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
схема проезда Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154190 Директор/Заведующий Шульгина Наталья Владимировна Дата подписания документа 12.04.2023 13:50:51 (скачать)
Должностная инструкция ответственного сотрудника Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154190 Директор/Заведующий Шульгина Наталья Владимировна Дата подписания документа 12.04.2023 13:50:52 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Инструкция № 1 Правила этикета Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154190 Директор/Заведующий Шульгина Наталья Владимировна Дата подписания документа 12.04.2023 13:50:53 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Приказ о создании комиссии Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154190 Директор/Заведующий Шульгина Наталья Владимировна Дата подписания документа 12.04.2023 13:50:54 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
План - график проведения обследования и паспортизации Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154190 Директор/Заведующий Шульгина Наталья Владимировна Дата подписания документа 12.04.2023 13:50:55 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Программа проведения обучения персонала Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154190 Директор/Заведующий Шульгина Наталья Владимировна Дата подписания документа 12.04.2023 13:50:57 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Положение об оказании ситуационной помощи инвалидам сотрудниками Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154190 Директор/Заведующий Шульгина Наталья Владимировна Дата подписания документа 12.04.2023 13:50:59 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
приказ о назначении ответсвенных Документ подписан электронной подписью Серийный номер 360759633439360235315265728116943077456903154190 Директор/Заведующий Шульгина Наталья Владимировна Дата подписания документа 12.04.2023 13:51:01 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Специальные условия питания

В образовательной организации осуществляется обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей – инвалидов.

Специальные условия охраны здоровья

Медицинское обслуживание в образовательной организации осуществляется на базе лицензированного медицинского кабинета медицинской сестрой ГАУЗ СО «Горноуральская РП». Лицензия на осуществление медицинской деятельности имеется

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.

Информационная база школы оснащена:

• электронной почтой;

• локальной сетью;

• выходом в Интернет;

• разработан и действует школьный сайт.

Услуги сети интернет Доступ к сети интернет обеспечивается в соответствии с договором оказание телематических услуг об оказании услуг связи по передаче данных с юридическим лицом. В образовательном учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система Электронный журнал.

Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Современная платформа официального сайта Министерства образования и молодежной политики Свердловской области (далее – Министерство) обеспечивает доступность большого объема информации по всем направлениям сфер образования и молодежной политики. На сайте Министерства размещаются новости, официальные документы, методические рекомендации, анонсы мероприятий и много другой полезной информации.

сайт Министерства -https://minobraz.egov66.ru;

официальная страница Министерства в социальной сети «ВКонтакте» -https://vk.com/minobraz_so.

Также Министерство образования и молодежной политики информирует о том, что на главной странице официального сайта Министерства создан раздел "Образование детей с особыми образовательными потребностями", где ежедневно размещаются методические и учебные материалы, презентации по реализации программ и организации досуга для детей с ОВЗ.

https://yadi.sk/i/Oe-BdAiRXoLi6w?uid=368192861- актуальные вопросы в воспитании детей с ОВЗ.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575805 Директор/Заведующий Шульгина Наталья Владимировна Дата подписания документа 21.07.2021 23:15:54 (скачать)

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Специальных технических средств обучения нет

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежития и интерната нет

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

нет
Наверх

Тест

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».