ВР Школа экскурсовода

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«Школа экскурсовода»
10-11 классы

1

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Школа
экскурсовода»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

– гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории
традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции
обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие
традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

– патриотическое

воспитание:

сформированность

российской

гражданской

идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России;

– духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и
значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно- нравственных ценностей
российского народа; понимание значения личного вклада в построение устойчивого
будущего;

– эстетическое

воспитание: представление об исторически сложившемся
культурном многообразии своей страны; способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других народов;

– физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее
сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление

2

об идеалах
гармоничного
физического
и
исторических обществах и в современную эпоху;

духовного

развития

человека в

– трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности как источника развития человека и общества; уважение к
труду
и
результатам
трудовой
деятельности
человека;
представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий;

– экологическое воспитание: осмысление исторического опыта взаимодействия
людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность
экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды;

– ценность научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном и
нравственном опыте предшествующих поколений; овладение основными навыками познания
и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной
проектно-исследовательской деятельности в сфере истории.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:

– базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий
решения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; выявлять
закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях; раскрывать причинноследственные связи событий прошлого и настоящего;

– базовые

исследовательские
действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской и проектной деятельности; определять познавательную задачу, намечать
путь ее решения и осуществлять подбор материала; осуществлять анализ объекта в
соответствии с принципом историзма; представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);

3

– работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
и географической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и
интерпретировать информацию; высказывать суждение о достоверности и значении
информации источника; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации.
Универсальные учебные коммуникативные действия:

– общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения
в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты
выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного
взаимодействияв школе и социальном окружении;

– совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать
цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и
проекты по истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей
работе, координировать свои действия с другими членами, оценивать полученные
результаты и свой вкладв общую работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:

– самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план
реализации намеченного алгоритма решения, корректировать алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;

– самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить
коррективы в деятельность;оценивать соответствие результата цели и условиям;

– эмоциональный интеллект: осознавать эмоциональное состояние себя и других;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;

4

– принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

– освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых событиях отечественной
истории;

– понимание значимости своего края, малой родины в процессах российской
истории;

– освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и населяющих его народов в
историческое

развитие

страны,

а

своей

малой

родины

– в историческую судьбу

своего края (региона) и страны в целом;

– умение соотносить события истории родного края и истории России,
характеризовать особенности развития культуры народов своего края;

– знание

имен

выдающихся

соотечественников,

исторических

личностей,

прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым героизмом, достижениями в
различных областях деятельности;

– умение в устной и письменной форме составлять описание (реконструкцию,
интерпретацию, систематизацию) исторических и географических событий, явлений,
процессов, хозяйственной деятельности и образа жизни людей из истории родного края и
России;

– умение формулировать и обосновывать собственную точку зренияс опорой на
фактический материал региональной и российской истории;

– владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности
исторических личностей отечественной, в том числе региональной и локальной истории;

– умение защищать историческую правду, готовность давать отпор фальсификациям
российской истории.

5

Содержание курса внеурочной деятельности
Наименование
раздела
Тема 1.
Специфика
изучения
региональной
истории (1 ч)

Предметное содержание

Формы реализации воспитательного
потенциала

Формирование целостного понимания,
Связь региональной
происходящих событий на территории
истории
и
краеведения.
своего края ,на примерах истории своего
Краеведение как область
села
науки представляет собой совокупность
исторических, географических
Важность
рассмотрения
и понимания
местного
населения
с целью познания
общества
и окружающего
региональной истории в контексте и
исторических
явлений,
непосредственной
связи
с
событий,
процессов,
административно-территориальным
относящихся к различным
устройством Руси – России – СССР
этапам
истории
края.
(от древности до современности).
Историко-биографическая
составляющая как важный
элемент
краеведения.
Изучение
достопримечательных
(памятных)
мест
края,
связанных со знаковыми
историческимисобытиями и
деятельностью выдающихсяземляков, как

ие
м

важнейший и неотъемлемый
элемент
историкокраеведческой деятельности.
Тема 2.
Исторически
е события и
процессы
на
территории
краяв Новое
время
(ХVIШ –
начало ХХ
в.) (10 ч)

Основные письменные
источники для изучения
данного периода
региональной истории.
Современная научная
информация об истории края
XVI – XVII вв. Специфика
цивилизационного развития
на территории моего края в
период централизации:
этнический состав,
эпоху
политическое
и существования
общественное устройство,
хозяйственный и бытовой
уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор,
образование, научные

Формирование
целостного
понимания, происходящих событий на
территории своего края ,на примерах
истории
своего
села
Объекты
археологического наследия XVIII –
начала ХХ в. на территории края и
связанные с ними процессы, события,
исторические личности.
Мемориальные
объекты
и

памятные места на территории края,
связанныес историческими событиями
Древнерусского
государства(IХ – начало ХII
XVIII – начала ХХ в.: современное
состояние и историко-культурное
значение.
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю края и
России XVIII – начала ХХ в.

знания.
Факторы,
оказавшие наибольшее
влияние на развитие
региона в XVI – XVII вв.:
миграционные процессы;
внешние завоевания;
внутриполитические
процессы; социальноэкономические изменения;
культурные нововведения и
др. Мой край в период

Вопрос
об
общности
исторических судеб народов моего
края и народов, вошедших в состав
Российской
империи.
Роль
и
значение
моего
края в
цивилизационном развитии и истории
Российской империи (XVIII – начало
ХХ в.).

Смутного времени начала
XVII в.: историческое
значение данного периода
для развития региона.
Московская Русь – Россия и
мой край XVI – XVII вв.:
регион в системе
административнотерриториального
управления единого
Российского государства,
характер
и
механизмы
взаимоотношений.
Вопрос о взаимодействии
старожилов и
переселенцев (пришлых
народов) на территории края
в данный исторический
период.

Тема3.
Реалии
регионально
й истории в
новейшую
историческу
ю
эпоху
(начало ХХ –

Факторы, оказавшие
наибольшее влияние на
развитие региона в
довоенный период (1917–
1941 гг.): политические,
социально-экономические и
культурные реформы

Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в послевоенную
историю края и СССР.
Вклад моего края в
социально-экономическое развитие
СССРв 1945–1991 гг.: достижения
региона в сферах социального,
промышленно-индустриального,

ХХI в.) (13 ч)

советской власти, процессы
индустриализации,
коллективизации,
«культурной революции».
Мой край в период
Гражданской войны:
историческое значение
данного периода для
развития региона.
Великая Отечественная
война 1941–1945 гг. и ее
влияние на историю региона.
Вклад региона в
историческую победу СССР
над фашистской Германией
и милитаристской Японией.
Выдающиеся
соотечественники (земляки)
– герои фронта и тыла.
Мемориальные объекты и
памятные местана
территории края, связанные
с увековечиванием боевого
и трудового героизма
советского народа в Великой
Отечественной войне:
современное состояние и
историко-культурное
значение. Историческое
значение данногопериода
для развития региона.
Факторы, оказавшие
наибольшее влияние на
развитие регионав
послевоенный период (1945–
1991 гг.): политическое,
социально- экономическое и
культурное реформаторство
в СССР, процессы
урбанизации и научнотехнической революции.

аграрного, научно-технологического,
инфраструктурного развития.
Вклад моего края в
многонациональную культуру СССР и
РСФСР: достижения региона в сферах
межнациональных отношений, науки,
образования, литературы, театра,
кинематографа, музыки, спорта и др.
Вопрос об общности
исторических судеб народов моего
края и народов, вошедших в состав
СССР: исторический феномен
«советский народ».

Историческое значение
данного периода для
развития региона.
СССР и мой край в
1917–1991 гг.: регион в
системе административнотерриториального
управления союзного
государства, характер и
механизмы
взаимоотношений региона и
центра. Вопрос о
взаимодействии старожилов
и переселенцев на
территории края в советский
период истории.
Тема4.
Современная
история моего
региона (1992
– начало 2020х гг.)7 часов
Тема 5.
«Мой крайпрошлоенастоящеебудущее»
(3 ч)
Интерактивн
ая
экскурсияспектакль

Ими годиться край,
ими гордиться Россия:
выдающиеся
соотечественники (земляки)
и их вклад в современную
историю региона и страны.
Мемориальные объекты
на территории
края,
связанные с увековечением
памяти воинов – героев и
участников военных
действий и освободительных
миссий России в 1992–2020х гг.
Показывать умение
проводить экскурсию по
экспонатам музея. Знать
историю экспонатов

Важность
проявления
уважения к героизму, мужеству и
самоотверженности
граждан
независимо от сферы их деятельности.
Вклад
моего
края
в
цивилизационное развитие России в
1990-е – 2020-е гг.: достижения
региона в сферах социального,
промышленно-индустриального,
аграрного, научно-технологического,
инфраструктурного развития, в сферах
межнациональных отношений, науки,
образования, литературы, театра,
кинематографа, музыки, спорта и др.
Оргпнизовать встречи разных
поколений.

Тематическое планирование
№
п\п
1.

Тема
Специфика
изучения
региональной

Количество
часов
1

Форма занятий

ЭОР (ЦЭР)

Лекция, беседа

https://pedsovet.su/load/12
6-1-0-58790

2.

3.

4.

5.

истории
Исторические
события и
процессы на
территории
краяв Новое
время (ХVIШ –
начало ХХ в.)

10

Презентации
лекции беседы,
экскурсии в
краеведческий
музей.

https://uraloved.ru/istoriya
-zaseleniya-i-osvoeniyaurala
https://www.youtube.com/
watch?v=_0Xg1kQopVM
https://arkaimcenter.ru/index.php/scienc
e/nashipublikacii/etnokulturnayai-politicheskaya-istoriyayujnogo-urala-v-epohusrednev

Реалии
региональной
истории в
новейшую
историческую
эпоху (начало
ХХ – ХХI в.)

13

Презентации
лекции беседы,
экскурсии, встречи,
круглые столы

Современная
история моего
региона (1992 –
начало 2020-х
«Мой
крайпрошлоенастоящеебудущее»

7

Презентации
лекции беседы,
экскурсии, встречи,
круглые столы

3

Интерактивный
спектакль. Встреча
с ветеранами

https://uraloved.ru/obzoristorii-urala
https://studopedia.ru/14_1
02126_razdel-III-ural-vovtoroy-polovine-XX-nachale-XXI-veka.html
https://www.academia.edu
/35390622/Урал_в_конте
ксте_российской_и_мир
овой_истории_ХХ_века_
историографическая_кон
цептуализация
https://yandex.ru/video/pre
view/28036267223796360
52

11


Наверх

Тест

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».