РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ «Школа экскурсовода» 10-11 классы 1 Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Школа экскурсовода» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: – гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; – патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России; – духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно- нравственных ценностей российского народа; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего; – эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов; – физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление 2 об идеалах гармоничного физического и исторических обществах и в современную эпоху; духовного развития человека в – трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; – экологическое воспитание: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; – ценность научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные учебные познавательные действия: – базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях; раскрывать причинноследственные связи событий прошлого и настоящего; – базовые исследовательские действия: владеть навыками учебноисследовательской и проектной деятельности; определять познавательную задачу, намечать путь ее решения и осуществлять подбор материала; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); 3 – работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической и географической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации. Универсальные учебные коммуникативные действия: – общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействияв школе и социальном окружении; – совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и проекты по истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей работе, координировать свои действия с другими членами, оценивать полученные результаты и свой вкладв общую работу. Универсальные учебные регулятивные действия: – самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять план реализации намеченного алгоритма решения, корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; – самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность;оценивать соответствие результата цели и условиям; – эмоциональный интеллект: осознавать эмоциональное состояние себя и других; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4 – принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории; – понимание значимости своего края, малой родины в процессах российской истории; – освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и населяющих его народов в историческое развитие страны, а своей малой родины – в историческую судьбу своего края (региона) и страны в целом; – умение соотносить события истории родного края и истории России, характеризовать особенности развития культуры народов своего края; – знание имен выдающихся соотечественников, исторических личностей, прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым героизмом, достижениями в различных областях деятельности; – умение в устной и письменной форме составлять описание (реконструкцию, интерпретацию, систематизацию) исторических и географических событий, явлений, процессов, хозяйственной деятельности и образа жизни людей из истории родного края и России; – умение формулировать и обосновывать собственную точку зренияс опорой на фактический материал региональной и российской истории; – владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей отечественной, в том числе региональной и локальной истории; – умение защищать историческую правду, готовность давать отпор фальсификациям российской истории. 5 Содержание курса внеурочной деятельности Наименование раздела Тема 1. Специфика изучения региональной истории (1 ч) Предметное содержание Формы реализации воспитательного потенциала Формирование целостного понимания, Связь региональной происходящих событий на территории истории и краеведения. своего края ,на примерах истории своего Краеведение как область села науки представляет собой совокупность исторических, географических Важность рассмотрения и понимания местного населения с целью познания общества и окружающего региональной истории в контексте и исторических явлений, непосредственной связи с событий, процессов, административно-территориальным относящихся к различным устройством Руси – России – СССР этапам истории края. (от древности до современности). Историко-биографическая составляющая как важный элемент краеведения. Изучение достопримечательных (памятных) мест края, связанных со знаковыми историческимисобытиями и деятельностью выдающихсяземляков, как ие м важнейший и неотъемлемый элемент историкокраеведческой деятельности. Тема 2. Исторически е события и процессы на территории краяв Новое время (ХVIШ – начало ХХ в.) (10 ч) Основные письменные источники для изучения данного периода региональной истории. Современная научная информация об истории края XVI – XVII вв. Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период централизации: этнический состав, эпоху политическое и существования общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор, образование, научные Формирование целостного понимания, происходящих событий на территории своего края ,на примерах истории своего села Объекты археологического наследия XVIII – начала ХХ в. на территории края и связанные с ними процессы, события, исторические личности. Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанныес историческими событиями Древнерусского государства(IХ – начало ХII XVIII – начала ХХ в.: современное состояние и историко-культурное значение. Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края и России XVIII – начала ХХ в. знания. Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVI – XVII вв.: миграционные процессы; внешние завоевания; внутриполитические процессы; социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Мой край в период Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших в состав Российской империи. Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории Российской империи (XVIII – начало ХХ в.). Смутного времени начала XVII в.: историческое значение данного периода для развития региона. Московская Русь – Россия и мой край XVI – XVII вв.: регион в системе административнотерриториального управления единого Российского государства, характер и механизмы взаимоотношений. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на территории края в данный исторический период. Тема3. Реалии регионально й истории в новейшую историческу ю эпоху (начало ХХ – Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в довоенный период (1917– 1941 гг.): политические, социально-экономические и культурные реформы Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в послевоенную историю края и СССР. Вклад моего края в социально-экономическое развитие СССРв 1945–1991 гг.: достижения региона в сферах социального, промышленно-индустриального, ХХI в.) (13 ч) советской власти, процессы индустриализации, коллективизации, «культурной революции». Мой край в период Гражданской войны: историческое значение данного периода для развития региона. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и ее влияние на историю региона. Вклад региона в историческую победу СССР над фашистской Германией и милитаристской Японией. Выдающиеся соотечественники (земляки) – герои фронта и тыла. Мемориальные объекты и памятные местана территории края, связанные с увековечиванием боевого и трудового героизма советского народа в Великой Отечественной войне: современное состояние и историко-культурное значение. Историческое значение данногопериода для развития региона. Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие регионав послевоенный период (1945– 1991 гг.): политическое, социально- экономическое и культурное реформаторство в СССР, процессы урбанизации и научнотехнической революции. аграрного, научно-технологического, инфраструктурного развития. Вклад моего края в многонациональную культуру СССР и РСФСР: достижения региона в сферах межнациональных отношений, науки, образования, литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и др. Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов, вошедших в состав СССР: исторический феномен «советский народ». Историческое значение данного периода для развития региона. СССР и мой край в 1917–1991 гг.: регион в системе административнотерриториального управления союзного государства, характер и механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев на территории края в советский период истории. Тема4. Современная история моего региона (1992 – начало 2020х гг.)7 часов Тема 5. «Мой крайпрошлоенастоящеебудущее» (3 ч) Интерактивн ая экскурсияспектакль Ими годиться край, ими гордиться Россия: выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в современную историю региона и страны. Мемориальные объекты на территории края, связанные с увековечением памяти воинов – героев и участников военных действий и освободительных миссий России в 1992–2020х гг. Показывать умение проводить экскурсию по экспонатам музея. Знать историю экспонатов Важность проявления уважения к героизму, мужеству и самоотверженности граждан независимо от сферы их деятельности. Вклад моего края в цивилизационное развитие России в 1990-е – 2020-е гг.: достижения региона в сферах социального, промышленно-индустриального, аграрного, научно-технологического, инфраструктурного развития, в сферах межнациональных отношений, науки, образования, литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и др. Оргпнизовать встречи разных поколений. Тематическое планирование № п\п 1. Тема Специфика изучения региональной Количество часов 1 Форма занятий ЭОР (ЦЭР) Лекция, беседа https://pedsovet.su/load/12 6-1-0-58790 2. 3. 4. 5. истории Исторические события и процессы на территории краяв Новое время (ХVIШ – начало ХХ в.) 10 Презентации лекции беседы, экскурсии в краеведческий музей. https://uraloved.ru/istoriya -zaseleniya-i-osvoeniyaurala https://www.youtube.com/ watch?v=_0Xg1kQopVM https://arkaimcenter.ru/index.php/scienc e/nashipublikacii/etnokulturnayai-politicheskaya-istoriyayujnogo-urala-v-epohusrednev Реалии региональной истории в новейшую историческую эпоху (начало ХХ – ХХI в.) 13 Презентации лекции беседы, экскурсии, встречи, круглые столы Современная история моего региона (1992 – начало 2020-х «Мой крайпрошлоенастоящеебудущее» 7 Презентации лекции беседы, экскурсии, встречи, круглые столы 3 Интерактивный спектакль. Встреча с ветеранами https://uraloved.ru/obzoristorii-urala https://studopedia.ru/14_1 02126_razdel-III-ural-vovtoroy-polovine-XX-nachale-XXI-veka.html https://www.academia.edu /35390622/Урал_в_конте ксте_российской_и_мир овой_истории_ХХ_века_ историографическая_кон цептуализация https://yandex.ru/video/pre view/28036267223796360 52 11