Юный филолог 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Основное общее образование
«Юные филологи»
9 класс

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;
3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка
русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими
навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники
будут психологически подготовлены к ОГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене,
уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и систему оценивания
работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень
качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.
Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:
1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации.
2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся научатся:
- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без
возможности обратиться за консультацией к
учителю);
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: работа над сжатым изложением,
выполнение заданий на основе прочитанного текста, написание сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста.
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. В планировании при обучении
сжатому изложению особое внимание уделяется формированию следующих коммуникативноречевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами,
правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно
использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Работа над сжатым
изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным
умением.
Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению заданий с кратким
ответом . При подготовке к выполнению заданий формируются практические умения
извлекать информацию из прочитанного текста; задания связаны с использованием знаний из
раздела «Лексика»; задания направлены на формирование орфографического навыка
написания морфем; задания связаны с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и
«Синтаксис».
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию
определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных

определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных
предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и тему, связанную с анализом
текста, выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинениюрассуждению создает условия для формирования следующих умений:
 понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания);
 проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором
средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;
 продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической
проблеме;
 способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых
средств;
 умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство
аргументации; умение композиционно оформлять текст;
 умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного
русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство,
выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения,
составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.
Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и
сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает
объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая
составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении
позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
I. Подготовка к написанию изложения (8ч)
1. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления,
формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое
богатство русского языка.
4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
II. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч)
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором
содержится информация, необходимая обоснования
ответа на поставленный вопрос
2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой
выразительности
3. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки.
Приставки пре- и при- ; ы, и после приставок
4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных
прилагательных, наречий
5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова.
Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова
6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании

7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные
предложения
8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при
обособленных членах предложениях
9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения
10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение.
Грамматическая основа предложения.
Количество грамматических основ в предложении
11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения.
Пунктуация в сложном предложении
12.
Сложноподчиненное
предложение.
Виды
придаточных
предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Однородное, неоднородное и последовательное подчинение
13. Сложные предложения с разными видами связи
III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 ч)
1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема
текста.
2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки
сочинения.
4. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
IV. Контроль знаний (2 ч)
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.
2.
3.
4.

Наименование тем, разделов

Количество
часов

Подготовка к написанию
изложения.
Подготовка к выполнению
заданий с кратким ответом.
Подготовка к написанию
сочинения-рассуждения.
Контроль знаний.
Всего:

№
п\п

1-2.

Наименование разделов и
тем
Определение, признаки и
характеристика текста как
единицы языка. Тема, идея,
проблема текста и способы

уроки
контроля

8

2

5

1

17

-

15

2

7

2

3

2

2

-

-

2

34

4

20

10

Количест
во часов

2

теоретическое
обучение

Из них
практикумы

Форма проведения и
Цифровые
характеристика видов
образовательные
деятельности
ресурсы
учащихся
http://www.fipi.ru/
Урок новых знаний
Информационная
https://rusобработка текстов
oge.sdamgia.ru/
разных стилей и
Решу ОГЭ

их установления и
формулирования.
3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Композиция, логическая,
грамматическая структура
текста.

жанров. Анализ
текстов.
1

Микротема. Соотношение
микротемы и абзацного
строения текста. Абзац
Синтаксическое богатство
русского языка.
Главная и второстепенная
информация в тексте.
Способы сокращения текста:
грамматические, логические,
синтаксические.
Сжатое изложение. Виды
компрессии текста( сжатия):
исключение, замена,
обобщение.
Анализ напечатанного
текста, отработка умения
находить предложение, в
котором содержится
информация, необходимая
для обоснования ответа на
поставленный вопрос
Средства речевой
выразительности. Отработка
умения квалифицировать
средства речевой
выразительности

1

Правописание приставок.
Приставки, оканчивающиеся
на з - с, иноязычные
приставки. Приставки пре- и
при- ; ы, и после приставок
Правописание суффиксов.
Суффиксы причастий,
отыменных и отглагольных
прилагательных, наречий
Синонимы. Контекстуальные
синонимы. Стилистически
нейтральные слова.
Антонимы. Омонимы.
Стилистически и
эмоционально окрашенные
слова
Словосочетание. Виды связи
слов в словосочетании

1

1

1

Урок-практикум
Анализ
композиционных
частей текста
Урок-практикум
Выделение микротем
текста. Абзацное
членение.

http://www.fipi.ru/

Урок-практикум
Использование разных
способов компрессии
текста.

http://www.fipi.ru/

Урок контроля
Написание сжатого
изложения.

http://www.fipi.ru/

https://rusoge.sdamgia.ru/
Решу ОГЭ
http://www.fipi.ru/

https://rusoge.sdamgia.ru/
Решу ОГЭ

https://rusoge.sdamgia.ru/
Решу ОГЭ

https://rusoge.sdamgia.ru/
Решу ОГЭ

1

Урок-практикум
Анализ текста.

http://www.fipi.ru/

https://rusoge.sdamgia.ru/
Решу ОГЭ

1

1

1

1

Урок-практикум
Выделение в тексте
метафор, сравнений,
олицетворений,
фразеологизмов.

http://www.fipi.ru/

Урок-практикум
Отработка умения
правописания
приставок, суффиксов.

http://www.fipi.ru/

Урок-практикум
Отработка умения
правописания
суффиксов.
Урок-практикум
Подбор стилистических
синонимов.

http://www.fipi.ru/

Урок-практикум
Определение видов

http://www.fipi.ru/

https://rusoge.sdamgia.ru/
Решу ОГЭ

http://www.saharina.ru/tests/

Решу ОГЭ

http://www.saharina.ru/tests/

Решу ОГЭ
http://www.fipi.ru/
http://www.saharina.ru/tests/

Решу ОГЭ

http://www.saharina.ru/tests/

подчинительной связи
в словосочетании.
13.

Предложение.
Грамматическая основа
предложения. Виды
сказуемых. Односоставные
предложения

14.

Простое осложненное
предложение. Обособленные
члены предложения.
Пунктуация при
обособленных членах
предложениях
Вводные слова и
предложения. Вставные
конструкции. Обращения

15.

2223

Предложение.
Односоставные и
двусоставные предложения.
Сложное предложение.
Грамматическая основа
предложения. Количество
грамматических основ в
предложении
Сложносочиненные и
сложноподчиненные
предложения. Бессоюзные
предложения. Пунктуация в
сложном предложении
Сложноподчиненное
предложение. Виды
придаточных предложений.
Сложноподчиненные
предложения с несколькими
придаточными. Однородное,
неоднородное и
последовательное
подчинение
Сложные предложения с
разными видами связи

2425

Выполнение тестовых
заданий

26.

Понятие о сочинениирассуждении. Критерии
оценки сочинения. Тема,
идея, проблема текста.

1617.

1819.

2021.

1

1

1

2

2

2

2

2

2

Решу ОГЭ

http://www.fipi.ru/
Урок-практикум
http://www.saharina.ru/tests/
Выделение
грамматической основы Решу ОГЭ
предложения.
Выделение

обособленных членов
предложения.

Выделение вводных
слов, вставных
конструкций,
обращений.
Различие
односоставного и
двусоставного
предложений.

http://www.fipi.ru/
http://www.saharina.ru/tests/

Решу ОГЭ

http://www.fipi.ru/
http://www.saharina.ru/tests/

Решу ОГЭ
http://www.fipi.ru/
http://www.saharina.ru/tests/

Решу ОГЭ

Расстановка знаков
препинания в сложном
предложении.

http://www.saharina.ru/tests/

Определение видов
подчинения в сложном
предложении.

http://www.saharina.ru/tests/

Урок-практикум

Определение разных
видов связи в сложном
предложении.
Урок контроля
Выполнение заданий с
кратким ответом
Урок новых знаний
Работа с текстом по
определению темы ,
идеи, проблемы
сочинения.

http://www.fipi.ru/

Решу ОГЭ

http://www.fipi.ru/

Решу ОГЭ

http://www.fipi.ru/
http://www.saharina.ru/tests/

Решу ОГЭ
http://www.fipi.ru/
http://www.saharina.ru/tests/

Решу ОГЭ
http://www.fipi.ru/

https://yandex.ru/tutor/
ege/
Решу ОГЭ

27.

28.

29.

30.

Позиция автора. Собственная
позиция. Подбор аргументов.

2

Композиция сочинения
(тезис, аргументы, вывод).
Оформление вступления и
концовки сочинения.
Написание сочинениярассуждения на
лингвистическую тему

1

Написание сочинениярассуждения на тему,
связанную с анализом текста

1

1

Урок-практикум
Работа с текстом по
определению позиции
автора.
Формулирование
собственной позиции.
Урок-практикум
Работа над
композицией
сочинения.
Урок-практикум
Работа над сочинением.

http://www.fipi.ru/

https://yandex.ru/tutor/
ege/
Решу ОГЭ
http://www.fipi.ru/

https://yandex.ru/tutor/
ege/
Решу ОГЭ
http://www.fipi.ru/

https://yandex.ru/tutor/
ege/

Решу ОГЭ
http://www.fipi.ru/
Урок-практикум
Работа над сочинением. https://yandex.ru/tutor/

ege/
Решу ОГЭ

31.

Написание сочинениярассуждения на тему,
связанную с анализом текста

1

http://www.fipi.ru/
Урок-практикум
Работа над сочинением. https://yandex.ru/tutor/

ege/
Решу ОГЭ

32.

3334.

Анализ написанного
сочинения по выбору
учащихся. Классификация
речевых и грамматических
ошибок.

1

Репетиционный экзамен в
формате ОГЭ

2

Урок-практикум
Корректировка текста.

http://www.fipi.ru/

https://yandex.ru/tutor/
ege/
Решу ОГЭ

Урок контроля

http://www.fipi.ru/

https://yandex.ru/tutor/
ege/
Решу ОГЭ


Наверх

Тест

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».