Рабочая программа курса внеурочной деятельности Основное общее образование «Юные филологи» 9 класс Планируемые результаты курса внеурочной деятельности Личностные: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: 1) владение всеми видами речевой деятельности; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и систему оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов. Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано: 1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации. 2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся научатся: - работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю); - четко следовать инструкциям, сопровождающим задание; - выполнять различные типы заданий; - самостоятельно распределять время на выполнение заданий; - правильно отмечать в бланке вариант ответа; - вносить исправления в бланк экзаменационной работы; - сосредоточенно работать в течение временного интервала. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: работа над сжатым изложением, выполнение заданий на основе прочитанного текста, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста. Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. В планировании при обучении сжатому изложению особое внимание уделяется формированию следующих коммуникативноречевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением. Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом . При подготовке к выполнению заданий формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задания связаны с использованием знаний из раздела «Лексика»; задания направлены на формирование орфографического навыка написания морфем; задания связаны с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и «Синтаксис». Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и тему, связанную с анализом текста, выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинениюрассуждению создает условия для формирования следующих умений: понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания); проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания; продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме; способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств; умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации; умение композиционно оформлять текст; умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др. Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности. Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА I. Подготовка к написанию изложения (8ч) 1. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования. 2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. 3. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка. 4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 5. Написание изложения. II. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч) 1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая обоснования ответа на поставленный вопрос 2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности 3. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки пре- и при- ; ы, и после приставок 4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий 5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова 6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании 7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения 8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях 9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения 10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении 11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении 12. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными Однородное, неоднородное и последовательное подчинение 13. Сложные предложения с разными видами связи III. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 ч) 1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. 3. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. 4. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. 5. Корректировка текста. IV. Контроль знаний (2 ч) Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. 2. 3. 4. Наименование тем, разделов Количество часов Подготовка к написанию изложения. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Контроль знаний. Всего: № п\п 1-2. Наименование разделов и тем Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы уроки контроля 8 2 5 1 17 - 15 2 7 2 3 2 2 - - 2 34 4 20 10 Количест во часов 2 теоретическое обучение Из них практикумы Форма проведения и Цифровые характеристика видов образовательные деятельности ресурсы учащихся http://www.fipi.ru/ Урок новых знаний Информационная https://rusобработка текстов oge.sdamgia.ru/ разных стилей и Решу ОГЭ их установления и формулирования. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. жанров. Анализ текстов. 1 Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Сжатое изложение. Виды компрессии текста( сжатия): исключение, замена, обобщение. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности 1 Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на з - с, иноязычные приставки. Приставки пре- и при- ; ы, и после приставок Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании 1 1 1 Урок-практикум Анализ композиционных частей текста Урок-практикум Выделение микротем текста. Абзацное членение. http://www.fipi.ru/ Урок-практикум Использование разных способов компрессии текста. http://www.fipi.ru/ Урок контроля Написание сжатого изложения. http://www.fipi.ru/ https://rusoge.sdamgia.ru/ Решу ОГЭ http://www.fipi.ru/ https://rusoge.sdamgia.ru/ Решу ОГЭ https://rusoge.sdamgia.ru/ Решу ОГЭ https://rusoge.sdamgia.ru/ Решу ОГЭ 1 Урок-практикум Анализ текста. http://www.fipi.ru/ https://rusoge.sdamgia.ru/ Решу ОГЭ 1 1 1 1 Урок-практикум Выделение в тексте метафор, сравнений, олицетворений, фразеологизмов. http://www.fipi.ru/ Урок-практикум Отработка умения правописания приставок, суффиксов. http://www.fipi.ru/ Урок-практикум Отработка умения правописания суффиксов. Урок-практикум Подбор стилистических синонимов. http://www.fipi.ru/ Урок-практикум Определение видов http://www.fipi.ru/ https://rusoge.sdamgia.ru/ Решу ОГЭ http://www.saharina.ru/tests/ Решу ОГЭ http://www.saharina.ru/tests/ Решу ОГЭ http://www.fipi.ru/ http://www.saharina.ru/tests/ Решу ОГЭ http://www.saharina.ru/tests/ подчинительной связи в словосочетании. 13. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения 14. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения 15. 2223 Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение Сложные предложения с разными видами связи 2425 Выполнение тестовых заданий 26. Понятие о сочинениирассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 1617. 1819. 2021. 1 1 1 2 2 2 2 2 2 Решу ОГЭ http://www.fipi.ru/ Урок-практикум http://www.saharina.ru/tests/ Выделение грамматической основы Решу ОГЭ предложения. Выделение обособленных членов предложения. Выделение вводных слов, вставных конструкций, обращений. Различие односоставного и двусоставного предложений. http://www.fipi.ru/ http://www.saharina.ru/tests/ Решу ОГЭ http://www.fipi.ru/ http://www.saharina.ru/tests/ Решу ОГЭ http://www.fipi.ru/ http://www.saharina.ru/tests/ Решу ОГЭ Расстановка знаков препинания в сложном предложении. http://www.saharina.ru/tests/ Определение видов подчинения в сложном предложении. http://www.saharina.ru/tests/ Урок-практикум Определение разных видов связи в сложном предложении. Урок контроля Выполнение заданий с кратким ответом Урок новых знаний Работа с текстом по определению темы , идеи, проблемы сочинения. http://www.fipi.ru/ Решу ОГЭ http://www.fipi.ru/ Решу ОГЭ http://www.fipi.ru/ http://www.saharina.ru/tests/ Решу ОГЭ http://www.fipi.ru/ http://www.saharina.ru/tests/ Решу ОГЭ http://www.fipi.ru/ https://yandex.ru/tutor/ ege/ Решу ОГЭ 27. 28. 29. 30. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. 2 Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Написание сочинениярассуждения на лингвистическую тему 1 Написание сочинениярассуждения на тему, связанную с анализом текста 1 1 Урок-практикум Работа с текстом по определению позиции автора. Формулирование собственной позиции. Урок-практикум Работа над композицией сочинения. Урок-практикум Работа над сочинением. http://www.fipi.ru/ https://yandex.ru/tutor/ ege/ Решу ОГЭ http://www.fipi.ru/ https://yandex.ru/tutor/ ege/ Решу ОГЭ http://www.fipi.ru/ https://yandex.ru/tutor/ ege/ Решу ОГЭ http://www.fipi.ru/ Урок-практикум Работа над сочинением. https://yandex.ru/tutor/ ege/ Решу ОГЭ 31. Написание сочинениярассуждения на тему, связанную с анализом текста 1 http://www.fipi.ru/ Урок-практикум Работа над сочинением. https://yandex.ru/tutor/ ege/ Решу ОГЭ 32. 3334. Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. 1 Репетиционный экзамен в формате ОГЭ 2 Урок-практикум Корректировка текста. http://www.fipi.ru/ https://yandex.ru/tutor/ ege/ Решу ОГЭ Урок контроля http://www.fipi.ru/ https://yandex.ru/tutor/ ege/ Решу ОГЭ