Рабочая программа курса внеурочной деятельности начального общего образования «Театральный сундучок» 1.Планируемые результаты освоения программы: Учащиеся должны знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, вовремя и после спектакля; виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; наизусть стихотворения русских авторов. Учащиеся должны уметь владеть комплексом артикуляционной гимнастики; действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. Предполагаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням. Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты. У учеников будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) 2.Содержание курса внеурочной деятельности Наименова ние раздела Предметное содержание Вводные занятия На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок». -Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. - Знакомство с театрами г. Нижнего Тагила, (презентация) Театральна Театральная игра – исторически сложившееся Формы реализации воспитательного потенциала Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины. Формы: беседа, поручение, упражнение, виртуальные экскурсии, создание воспитывающих ситуаций Установление я игра общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимся, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Форма: групповая исследовательская деятельность, коллективное творческое дело Ритмопласт ика Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Формы: беседа, игра, виртуальные экскурсии, творческие мастерские Культура и техника речи Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимся, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению основные чувства; пополнять словарный запас. их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Форма: групповая исследовательская деятельность, коллективное творческое дело Основы театрально й культуры Работа над спектаклем, показ спектакля Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. 6 раздел. (15 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля. Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Формы: беседа, игра, виртуальные экскурсии, творческие мастерские Заключител ьное занятие Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. 3.Тематическое планирование курса № ур ок а 1 Раздел Основное содержание занятия Количес т-во часов Форма занятий Вводное занятие. Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». 1 kopilkaurokov. ru› 2 Здравствуй, театр! 1 3 Театральная игра Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами Нижнего Тагила, (презентация) Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка». Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» Беседа Решение организацио н -ных вопросов. Фронтальна я работа, Просмотр презентаций 1 Беседа,знако мство с правилами поведения на сцене kopilkaurokov. ru› 2 Индивидуал ьная работа Распределен ие ролей https://www.you tube.com/watch ?v=cf_uSibZOQ 0 1 Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, 1 Групповая и http://gramota. индивидуаль ru›class/poslovit ная работа sy/ Показ презентации «Пословицы в картинках» Словесные формы https://yandex.ru/alice/ работы https://www.youtube.com Q0 Презентация «Виды театральног о искусства» 4-5 Репетиция сказки «Теремок». 6 В мире пословиц. 7 Виды театрального искусства ЦОР quicktickets.ru› nizhnij-tagilteatr-maminasibir 8 Правила поведения в театре 911 12 Кукольный театр. Театральная азбука. 13 Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». 14- Инсценировани 16 е мультсказок По книге «Лучшие мультики малышам» с разными интонациями. Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов. Познакомить детей с правилами поведения в театре Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание 1 Игра 3 Отработка дикции Индивидуал ьная работа 1 Викторина по сказкам 1 Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. 3 17 Театральная игра Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. 1 18 Основы театральной культуры Театр - искусство коллективное, спектакль результат творческого труда многих людей различных профессий Музыкальные пластические игры и упражнения 1 nsportal.ru›nac halnayaЭлектронная shkola/vospitatel презентация naya-… «Правила поведения в театре» https://yandex.ru/alice/le https://kopilkaur okov.ru/muzika/ uroki/azbukatieatra?ysclid=l myros0zds3982 39842 http://doshkolni k.ru/teatr.html?y sclid=lmyrqnibc k987475235 Фронтальна я работа Отгадывани е заданий викторины Фронтальна я работа https://yandex.ru/alice/l Распределен ие ролей, работа над дикцией, выразительн о-стью Групповая 86sovработа, topolek.caduk.r словесные u›p188aa1.html методы самостоятел ьно разучивают диалоги в микрогруппа х Групповая http://пойлегко.рф работа, поисковые https://babyben.ru/obrazov методы viktorina-top-45-voprosov Подбор музыкальны х 19- Инсценировани Знакомство с содержанием, 21 е народных выбор сказки, распределение сказок о ролей, диалоги героев, животных. репетиции, показ Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. 1 24- Постановка 27 сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ 4 28- Культура и 29 техника речи Инсценировани е сказки «Пых» Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ. «Радиотеатр»; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). Знакомство с содержанием 2 22 23 Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского Театральная игра 3 1 произведени йк знакомым сказкам Фронтальна я работа, словесные методы Работа с текстом сказки: распределен ие ролей, репетиции Индивидуал ьная работа Групповая работа. Методы поисковые, наглядные Работа с текстом сказки. Разучиваем игрыпантомимы Словесные и наглядные методы Репетиции, подбор костюмов, реквизита Словесные и наглядные методы. Групповая работа Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки miroslavafolk.ru›children -theater https://www.youtube.com miroslavafolk.ru›children -theater https://www.youtube.com https://yandex.ru/alice/l 30 Ритмопластика сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. 30- Инсценировани Чтение сказок, распределение 33 е сказок ролей, репетиции и показ К.И.Чуковского 34 Заключительно е занятие. Итого: 1 4 Подведение итогов обучения, 1 обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. 34 Наглядные методы Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики Словесные и наглядные методы Репетиции, подбор костюмов, реквизита Фронтальна я работа. Словесные методы показ любимых инсценирово к kopilkaurokov. ru›doshkolnoeO brazovanie/proc hee/… educationalsolutions.ru› educationalsolutions.ru›