РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по литературе
для обучающихся 11класса
«Литературная мастерская»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Личностные результаты
понимание и интерпретирование читаемого текст (адекватно воспринимать
информацию, содержащуюся в тексте);
определение его основной темы, важнейшей мысли, позиции автора;
оценивание позиции автора, на этой основе формирование замысла собственного
высказывания, определение его основной мысли;
выстраивание композиции письменного высказывания, подчиняя её логике
выражения своего коммуникативного намерения;
развитие морального сознания и компетентности в решении этических проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
Метапредметные результаты
Познавательные:
оперировать основными понятиями и определять суть предметов и явлений
выстраивать цепочки аналогий и взаимосвязей.
определять критерии для систематизации явлений и систематизировать их,
соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и
пунктуационных;
отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность речи;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
умение извлекать информацию из различных источников;
использование знаково-символических средств представления информации и
использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации и передачи информации.
Регулятивные:
Умение самостоятельно определять
формулировать для себя новые задачи;
цели
своего
обучения,
ставить
и
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
планировать способы реализации задачи и пополнения знаний при необходимости.
Коммуникативные:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе;
соблюдение принятых в культурном обществе нормы речевого поведения;
умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах;
определение своей, личностной, позиции и способность корректного ее выражения;
соотносить личные интересы с общими интересами коллектива и каждого
отдельного участника в нём, находить общее решение, которое будет приемлемым
для каждого.
Предметные результаты
Составление текста, связанного
художественного стилей;
с
особенностями
публицистического
и
работа по написанию текстов в жанре эссе;
работа по написанию текстов сочинений;
редактирование собственных текстов;
применение знаний о языке в практике правописания, при анализе языковых
единиц и явлений, при создании собственного текста;
понимание и интерпретация текста;
создание связного высказывания, выражающего мнение ученика по поводу
прочитанного текста;
аргументация своего мнения, опираясь на содержание текста, жизненный или
читательский опыт.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
─ теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
─ должен уметь применять такие коммуникативные умения,
интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы;
как
умение:
─ уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
─ выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых
норм;
─ уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению;
─ анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их владеть:
─ коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи.
Содержание программы
Вводное занятие
Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного
произведения для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного
произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели.
Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература.
Теоретический блок.
Роды и жанры литературы. Художественный метод и стили русских писателей.
Идейно-тематический, композиционный, стилистический анализ произведения.
Пишем сочинение
Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания. Определение темы,
проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные
принципы построения текста. План как помощник в организации материала.
Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы.
Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления
цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной
выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над
черновиком.
Сочинение разных жанров
Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков
жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Содержательные и структурные
особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы
от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания,
художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений.
Создание творческих работ учащимися. Редактирование текста. Порядок проверки
написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. Советы и
рекомендации психолога до начала и во время экзамена.
Поурочное планирование
№
п/п
1
2
3
4
5,6
Тема
Вводное занятие. Цель, задачи и содержание
элективного курса.
Теоретический блок (10ч.)
Роды литературы. Их отличительные особенности.
Особенности всех жанров литературы (рассказ,
повесть, роман и т.д.)
Метод и стили русских писателей 1й и 2й половины
19 века, начало 20 века их отличительные черты.
Идейно-тематический анализ произведения (тема,
проблема, конфликт, идея)
Кол-во
часов
1
1
1
1
2
Дата
7,8
9-11
12
13
14
15
16-18
19
20,21
22
23
24
25
26,27
28,29
30,31
32,33
Особенности композиции лирических и эпических
произведений. Внекомпозиционные элементы (речь
героя, портрет, пейзаж и др.).
Стилистический анализ произведения (средства
художественной изобразительности).
Практический блок ( 22ч.)
Требования к сочинению на литературную тему.
Критерии оценивания.
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие
определённой стилистике.
Классификация
сочинений
по
проблематике,
тематике
и
жанрам.
Своеобразие
жанров.
Зависимость структуры сочинения от его типа.
Выбор
темы
сочинения.
Выбор
эпиграфа.
Цитирование. Развёрнутый план работы над
сочинением.
Структура сочинения. Вступление и его виды
(историческое,
историко-литературное,
аналитическое или проблемное, биографическое,
сравнительное,
публицистическое,
лирическое).
Основная часть (его части). Заключение (его связь с
темой и вступлением) и его виды.
Практическая
работа
(написание
вступления,
заключения по заданной теме)
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст
сочинения.
2
Практическая работа. Сочинение-рассуждение,
сочинение-эссе.
Выражение собственной позиции. Использование
клише при написании сочинения.
Речевое оформление. Обоснованное использование
средств выразительности.
Речевое
оформление:
грамматические,
морфологические, синтаксические и речевые ошибки.
Практическая работа. Редактирование готовых
сочинений.
1
Тематические блоки сочинений. Аргументация по
различным тематическим блокам.
Работа над сочинениями по различным тематическим
блокам с последующим редактированием и
самооценкой.
Практическая работа. Написание сочинений.
2
3
1
1
1
1
3
1
2
1
1
1
2
2
2