ЭК по литературе 11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по литературе
для обучающихся 11класса
«Литературная мастерская»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Личностные результаты


понимание и интерпретирование читаемого текст (адекватно воспринимать
информацию, содержащуюся в тексте);



определение его основной темы, важнейшей мысли, позиции автора;



оценивание позиции автора, на этой основе формирование замысла собственного
высказывания, определение его основной мысли;



выстраивание композиции письменного высказывания, подчиняя её логике
выражения своего коммуникативного намерения;



развитие морального сознания и компетентности в решении этических проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;



формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;



воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России.

Метапредметные результаты
Познавательные:


оперировать основными понятиями и определять суть предметов и явлений



выстраивать цепочки аналогий и взаимосвязей.



определять критерии для систематизации явлений и систематизировать их,
соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и
пунктуационных;



отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность речи;



овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;



умение извлекать информацию из различных источников;



использование знаково-символических средств представления информации и
использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации и передачи информации.

Регулятивные:


Умение самостоятельно определять
формулировать для себя новые задачи;

цели

своего

обучения,

ставить

и



умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;



определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;



корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;



планировать способы реализации задачи и пополнения знаний при необходимости.

Коммуникативные:


Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;



работать индивидуально и в группе;



соблюдение принятых в культурном обществе нормы речевого поведения;



умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах;



определение своей, личностной, позиции и способность корректного ее выражения;



соотносить личные интересы с общими интересами коллектива и каждого
отдельного участника в нём, находить общее решение, которое будет приемлемым
для каждого.

Предметные результаты


Составление текста, связанного
художественного стилей;

с

особенностями

публицистического

и



работа по написанию текстов в жанре эссе;



работа по написанию текстов сочинений;



редактирование собственных текстов;



применение знаний о языке в практике правописания, при анализе языковых
единиц и явлений, при создании собственного текста;



понимание и интерпретация текста;



создание связного высказывания, выражающего мнение ученика по поводу
прочитанного текста;



аргументация своего мнения, опираясь на содержание текста, жизненный или
читательский опыт.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
─ теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
─ должен уметь применять такие коммуникативные умения,
интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы;

как

умение:

─ уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
─ выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых
норм;
─ уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению;
─ анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их владеть:
─ коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи.

Содержание программы


Вводное занятие

Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного
произведения для успешного написания сочинения. Интерпретация художественного
произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям, видеть параллели.
Работа с учебной и критической литературой. Справочная литература.


Теоретический блок.
Роды и жанры литературы. Художественный метод и стили русских писателей.
Идейно-тематический, композиционный, стилистический анализ произведения.



Пишем сочинение

Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания. Определение темы,
проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные
принципы построения текста. План как помощник в организации материала.
Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление на абзацы.
Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления
цитаты. Цитата – подтверждение сказанного. Работа над средствами художественной
выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы над
черновиком.


Сочинение разных жанров

Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков
жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Содержательные и структурные
особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы
от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания,
художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений.
Создание творческих работ учащимися. Редактирование текста. Порядок проверки
написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ. Советы и
рекомендации психолога до начала и во время экзамена.
Поурочное планирование
№
п/п
1

2
3
4
5,6

Тема
Вводное занятие. Цель, задачи и содержание
элективного курса.
Теоретический блок (10ч.)
Роды литературы. Их отличительные особенности.
Особенности всех жанров литературы (рассказ,
повесть, роман и т.д.)
Метод и стили русских писателей 1й и 2й половины
19 века, начало 20 века их отличительные черты.
Идейно-тематический анализ произведения (тема,
проблема, конфликт, идея)

Кол-во
часов
1

1
1
1
2

Дата

7,8

9-11

12
13

14

15

16-18

19
20,21

22
23
24
25
26,27

28,29
30,31

32,33

Особенности композиции лирических и эпических
произведений. Внекомпозиционные элементы (речь
героя, портрет, пейзаж и др.).
Стилистический анализ произведения (средства
художественной изобразительности).
Практический блок ( 22ч.)
Требования к сочинению на литературную тему.
Критерии оценивания.
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие
определённой стилистике.
Классификация
сочинений
по
проблематике,
тематике
и
жанрам.
Своеобразие
жанров.
Зависимость структуры сочинения от его типа.
Выбор
темы
сочинения.
Выбор
эпиграфа.
Цитирование. Развёрнутый план работы над
сочинением.
Структура сочинения. Вступление и его виды
(историческое,
историко-литературное,
аналитическое или проблемное, биографическое,
сравнительное,
публицистическое,
лирическое).
Основная часть (его части). Заключение (его связь с
темой и вступлением) и его виды.
Практическая
работа
(написание
вступления,
заключения по заданной теме)
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст
сочинения.

2

Практическая работа. Сочинение-рассуждение,
сочинение-эссе.
Выражение собственной позиции. Использование
клише при написании сочинения.
Речевое оформление. Обоснованное использование
средств выразительности.
Речевое
оформление:
грамматические,
морфологические, синтаксические и речевые ошибки.
Практическая работа. Редактирование готовых
сочинений.

1

Тематические блоки сочинений. Аргументация по
различным тематическим блокам.
Работа над сочинениями по различным тематическим
блокам с последующим редактированием и
самооценкой.
Практическая работа. Написание сочинений.

2

3

1
1

1

1

3

1
2

1
1
1
2

2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Тест

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».