Рабочая программа
элективного курса по литературе
для обучающихся 10 класса
«Сочинение: законы и секреты мастерства»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Личностные результаты
понимание и интерпретирование читаемого текст (адекватно воспринимать информацию,
содержащуюся в тексте);
определение его основной темы, важнейшей мысли, позиции автора;
оценивание позиции автора, на этой основе формирование замысла собственного
высказывания, определение его основной мысли;
выстраивание композиции письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего
коммуникативного намерения;
развитие морального сознания и компетентности в решении этических проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России.
Метапредметные результаты
Познавательные:
оперировать основными понятиями и определять суть предметов и явлений
выстраивать цепочки аналогий и взаимосвязей.
определять критерии для систематизации явлений и систематизировать их, соблюдение норм
литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных;
отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность речи;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
умение извлекать информацию из различных источников;
использование знаково-символических средств представления информации и использование
различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации.
Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата;
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
планировать способы реализации задачи и пополнения знаний при необходимости.
Коммуникативные:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
работать индивидуально и в группе;
соблюдение принятых в культурном обществе нормы речевого поведения;
умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах;
определение своей, личностной, позиции и способность корректного ее выражения;
соотносить личные интересы с общими интересами коллектива и каждого отдельного
участника в нём, находить общее решение, которое будет приемлемым для каждого.
Предметные результаты
Составление текста, связанного с особенностями публицистического и художественного
стилей;
работа по написанию текстов в жанре эссе;
работа по написанию текстов сочинений;
редактирование собственных текстов;
применение знаний о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и
явлений, при создании собственного текста;
понимание и интерпретация текста;
создание связного высказывания, выражающего мнение ученика по поводу прочитанного
текста;
аргументация своего мнения, опираясь на содержание текста, жизненный или читательский
опыт.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
─ теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
─ должен уметь применять такие коммуникативные умения, как умение: интерпретировать
содержание исходного текста или формулировку темы;
─ уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
─ выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
─ уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к сочинениюрассуждению;
─ анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их владеть:
─ коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности
и основами культуры устной и письменной речи.
Содержание учебного предмета
Требования к сочинению как к творческой работе.
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Теоретико-литературные понятия и их роль при подготовке к написанию сочинения.
Классификация сочинений по проблемам и темам.
Многообразие и своеобразие жанров сочинений.
Выбор темы сочинения. Идея сочинения.
Логическая и композиционная структура сочинения. План сочинения.
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
«Микротемы» и членение на абзацы. Личная позиция.
Вступление и заключение.
Сочинение – критическая статья. Сочинение-рецензия. Сочинение-эссе. Сочинение в жанре
очерка. Сочинение в форме дневниковых записей. Сочинение в эпистолярном жанре.
Классификация речевых ошибок и способы их устранения.
Классификация грамматических ошибок и способы их устранения.
Классификация логических и фактологических ошибок в фоновом материале и способы их
устранения.
Структурно-композиционные ошибки и способы их устранения.
Оформление и оценка письменных работ по литературе.
Анализ литературных примеров различных жанров (рецензия, эссе, дневниковые записи, очеркипутешествия).
Редактирование и рецензирование собственных работ.
Поурочное планирование
Название темы, урока, количество
часов
№
урока
Основные понятия темы,
литературный материал
Сочинение как вид творческой работы
по литературе. Основные требования к
сочинению.
1
Требования к сочинению
как к творческой работе:
раскрытие темы, наличие
идеи, выражение личной
позиции пишущего, круг
проблем,
привлечение
литературного материала,
цельность,
членимость,
речевая и грамматическая
оформленность,
логичность
Сочинение как
признаки текста.
Основные
2
Текст, композиция текста,
отграниченность
текста,
логичность
частей,
смысловая
и
грамматическая связность
Работа над текстом художественного
произведения
при
подготовке
к
сочинению
3
Анализ
текста
Практическая
работа
художественного текста»
«Анализ
4
Теоретико-литературные понятия и их
роль при подготовке к написанию
сочинения
5
Практическая работа «Литературные
понятия и термины»
6
Классификация
7
текст.
сочинений
по
Практические
работы
художественного
Практическая
работа № 1
Теоретико-литературные
понятия
Практическая
работа № 2
Проблематика,
тематика
Дата проведения
По плану
Фактич
ески
Примечания
проблемам и темам.
сочинений по литературе
Многообразие и своеобразие жанров
сочинений
8
Жанровое
сочинений
Выбор темы сочинения
9
Тематика сочинения
её
10
Идея сочинения
логическая
11
Вступление,
основная
часть, заключение
Работа над вступлением и заключением.
12
Вступление и заключение.
Кольцевая
композиция
сочинения.
Практическая
работа
вступление и заключение»
13
Идея сочинения
выражения
и
способы
Композиционная
и
структура сочинения.
«Пишем
Составление плана
своеобразие
Практическая
работа № 3
14
План сочинения
15
Аргументы
«Микротемы» и членение на абзацы
16
Микротема,
членение
Способы выражения личной позиции
17
Личная позиция
Сочинение – критическая статья
18
Жанр
школьной
критической статьи
Сочинение-рецензия
19
Жанр рецензии
Сочинение-эссе
20
Жанр эссе
Сочинение в жанре очерка
21
Жанр очерка
22
Дневниковые записи как
литературный жанр
23
Письмо
Аргументация.
Способы
аргументов в текст сочинения.
Сочинение
записей
в
форме
ввода
дневниковых
Сочинение в эпистолярном жанре
абзацное
как
жанр
литературы
Оформление и оценка
работ по литературе
24
Нормы
письменных
литературе
и
25
Речевые ошибки
Классификация
грамматических
ошибок и способы их устранения
26
Грамматические ошибки
Классификация
логических
и
фактологических ошибок в фоновом
материале и способы их устранения
27
Логические ошибки и
фактологические ошибки в
фоновом материале
Структурно-композиционные ошибки и
способы их устранения
28
Структурнокомпозиционные ошибки
Практическая работа «Ошибки в
сочинении и способы их устранения»
29
«Книжная полка»: рекомендуемый
список литературы для подготовки к
сочинению
30
Анализ
литературных
примеров
различных жанров (рецензия, эссе).
Создание
рецензии
на
рассказ
А.П.Чехова «Моя «она»»
31
Анализ
литературных
примеров:
М.Цветаева
«Мой Пушкин»
Анализ
литературных
примеров
различных
жанров
(дневниковые
записи, очерки)
32
Анализ
литературных
примеров: В.Ф.Тендряков
«Тяжёлый характер»
РР Подготовка к написанию сочинения
33
РР
Написание
сочинения
–
рассуждения с опорой на литературный
материал по избранной теме
34
Классификация речевых
способы их устранения
письменных
ошибок
оценки
работ
по
Практическая
работа № 4