ЭК по литературе 10

Рабочая программа
элективного курса по литературе
для обучающихся 10 класса
«Сочинение: законы и секреты мастерства»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Личностные результаты


понимание и интерпретирование читаемого текст (адекватно воспринимать информацию,
содержащуюся в тексте);



определение его основной темы, важнейшей мысли, позиции автора;



оценивание позиции автора, на этой основе формирование замысла собственного
высказывания, определение его основной мысли;



выстраивание композиции письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего
коммуникативного намерения;



развитие морального сознания и компетентности в решении этических проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;



формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;



воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России.

Метапредметные результаты
Познавательные:


оперировать основными понятиями и определять суть предметов и явлений



выстраивать цепочки аналогий и взаимосвязей.



определять критерии для систематизации явлений и систематизировать их, соблюдение норм
литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных;



отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность речи;



овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;



умение извлекать информацию из различных источников;



использование знаково-символических средств представления информации и использование
различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации.

Регулятивные:


Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи;



умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата;



определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;



корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;



планировать способы реализации задачи и пополнения знаний при необходимости.

Коммуникативные:


Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;



работать индивидуально и в группе;



соблюдение принятых в культурном обществе нормы речевого поведения;



умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах;



определение своей, личностной, позиции и способность корректного ее выражения;



соотносить личные интересы с общими интересами коллектива и каждого отдельного
участника в нём, находить общее решение, которое будет приемлемым для каждого.

Предметные результаты


Составление текста, связанного с особенностями публицистического и художественного
стилей;



работа по написанию текстов в жанре эссе;



работа по написанию текстов сочинений;



редактирование собственных текстов;



применение знаний о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и
явлений, при создании собственного текста;



понимание и интерпретация текста;



создание связного высказывания, выражающего мнение ученика по поводу прочитанного
текста;



аргументация своего мнения, опираясь на содержание текста, жизненный или читательский
опыт.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
─ теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
─ должен уметь применять такие коммуникативные умения, как умение: интерпретировать
содержание исходного текста или формулировку темы;
─ уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
─ выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
─ уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к сочинениюрассуждению;
─ анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их владеть:
─ коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности
и основами культуры устной и письменной речи.

Содержание учебного предмета
Требования к сочинению как к творческой работе.

Сочинение как текст. Основные признаки текста.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Теоретико-литературные понятия и их роль при подготовке к написанию сочинения.
Классификация сочинений по проблемам и темам.
Многообразие и своеобразие жанров сочинений.
Выбор темы сочинения. Идея сочинения.
Логическая и композиционная структура сочинения. План сочинения.
Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
«Микротемы» и членение на абзацы. Личная позиция.
Вступление и заключение.
Сочинение – критическая статья. Сочинение-рецензия. Сочинение-эссе. Сочинение в жанре
очерка. Сочинение в форме дневниковых записей. Сочинение в эпистолярном жанре.
Классификация речевых ошибок и способы их устранения.
Классификация грамматических ошибок и способы их устранения.
Классификация логических и фактологических ошибок в фоновом материале и способы их
устранения.
Структурно-композиционные ошибки и способы их устранения.
Оформление и оценка письменных работ по литературе.
Анализ литературных примеров различных жанров (рецензия, эссе, дневниковые записи, очеркипутешествия).
Редактирование и рецензирование собственных работ.

Поурочное планирование
Название темы, урока, количество
часов

№
урока

Основные понятия темы,
литературный материал

Сочинение как вид творческой работы
по литературе. Основные требования к
сочинению.

1

Требования к сочинению
как к творческой работе:
раскрытие темы, наличие
идеи, выражение личной
позиции пишущего, круг
проблем,
привлечение
литературного материала,
цельность,
членимость,
речевая и грамматическая
оформленность,
логичность

Сочинение как
признаки текста.

Основные

2

Текст, композиция текста,
отграниченность
текста,
логичность
частей,
смысловая
и
грамматическая связность

Работа над текстом художественного
произведения
при
подготовке
к
сочинению

3

Анализ
текста

Практическая
работа
художественного текста»

«Анализ

4

Теоретико-литературные понятия и их
роль при подготовке к написанию
сочинения

5

Практическая работа «Литературные
понятия и термины»

6

Классификация

7

текст.

сочинений

по

Практические
работы

художественного

Практическая
работа № 1
Теоретико-литературные
понятия
Практическая
работа № 2
Проблематика,

тематика

Дата проведения
По плану

Фактич
ески

Примечания

проблемам и темам.

сочинений по литературе

Многообразие и своеобразие жанров
сочинений

8

Жанровое
сочинений

Выбор темы сочинения

9

Тематика сочинения

её

10

Идея сочинения

логическая

11

Вступление,
основная
часть, заключение

Работа над вступлением и заключением.

12

Вступление и заключение.
Кольцевая
композиция
сочинения.

Практическая
работа
вступление и заключение»

13

Идея сочинения
выражения

и

способы

Композиционная
и
структура сочинения.

«Пишем

Составление плана

своеобразие

Практическая
работа № 3

14

План сочинения

15

Аргументы

«Микротемы» и членение на абзацы

16

Микротема,
членение

Способы выражения личной позиции

17

Личная позиция

Сочинение – критическая статья

18

Жанр
школьной
критической статьи

Сочинение-рецензия

19

Жанр рецензии

Сочинение-эссе

20

Жанр эссе

Сочинение в жанре очерка

21

Жанр очерка

22

Дневниковые записи как
литературный жанр

23

Письмо

Аргументация.
Способы
аргументов в текст сочинения.

Сочинение
записей

в

форме

ввода

дневниковых

Сочинение в эпистолярном жанре

абзацное

как

жанр

литературы
Оформление и оценка
работ по литературе

24

Нормы
письменных
литературе

и

25

Речевые ошибки

Классификация
грамматических
ошибок и способы их устранения

26

Грамматические ошибки

Классификация
логических
и
фактологических ошибок в фоновом
материале и способы их устранения

27

Логические ошибки и
фактологические ошибки в
фоновом материале

Структурно-композиционные ошибки и
способы их устранения

28

Структурнокомпозиционные ошибки

Практическая работа «Ошибки в
сочинении и способы их устранения»

29

«Книжная полка»: рекомендуемый
список литературы для подготовки к
сочинению

30

Анализ
литературных
примеров
различных жанров (рецензия, эссе).
Создание
рецензии
на
рассказ
А.П.Чехова «Моя «она»»

31

Анализ
литературных
примеров:
М.Цветаева
«Мой Пушкин»

Анализ
литературных
примеров
различных
жанров
(дневниковые
записи, очерки)

32

Анализ
литературных
примеров: В.Ф.Тендряков
«Тяжёлый характер»

РР Подготовка к написанию сочинения

33

РР
Написание
сочинения
–
рассуждения с опорой на литературный
материал по избранной теме

34

Классификация речевых
способы их устранения

письменных

ошибок

оценки
работ
по

Практическая
работа № 4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Тест

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».