Положение о наставничестве

Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №14

1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение «О наставничестве» (далее - Положение) в МБОУ СОШ №14
разработано в соответствие с:

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ;

- Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении
методологии

(целевой

осуществляющих

модели)

наставничества

образовательную

обучающихся

деятельность

по

организаций,

для

общеобразовательным,

дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между

обучающимися»;

- Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой
модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими

рекомендациями

по

внедрению

методологии

(целевой

модели)

наставничества

обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего

профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися");

- Уставом МБОУ СОШ №14
1.2

Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок организации наставничества.

1.3

Наставничество представляет собой форму передачи опыта, знаний, формирования

навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогщаюшее
общение, основанное на доверии и партнёрстве.
1.4

Целями наставничества являются:
> оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, приобретении

профессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей;
> адаптация в коллективе;
> воспитание дисциплинированности, требовательности к себе и заинтересованности в
результатах труда;
> улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и

иных сферах;
> улучшение психологического климата в образовательной организации.

2

Положение о наставничестве в МБОУ СОШ№14

2. Организация наставничества
2.1. Реализуемые формы программ наставничества:
«ученик - ученик»;

S «учитель - учитель»;

2.2. Форма наставничества «ученик - ученик»
Предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из обучающихся находится

на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами,

позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой
субординации.
2.2.1

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося

с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в

адаптации к новым условиям обучения.

2.2.2.
❖

Задачи:

- помощь в реализации лидерского потенциала;

❖ -

улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов.

❖ -

развитие гибких навыков и метакомпетенций;

❖

- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;

❖ -

создание

комфортных

условий

и

коммуникаций

внутри

образовательной

организации;
❖

- формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных
выпускников.

2.2.3.

Результаты:

> - повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса

(группы) и образовательной организации;
> - численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных

секций;
> - количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и
творческих проектов;

> - снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной

незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

2.2.4.

Портрет участников

Наставник:

Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими
качествами,

нетривиальностью

мышления,

демонстрирующий

высокие

образовательные
3

Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №14

результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса
"группы), принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы,
театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный

участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений.

Наставляемый:
S - Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся более

низкой

по

отношению

к

наставнику

ступени,

демонстрирующий

неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не

принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива.
- Активный. Обучающийся с особыми образовательными потребностями - например,

увлеченный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке
или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.

2.2.5.

Варианты взаимодействия:

S - взаимодействие «успевающий - неуспевающий», классический вариант поддержки

для достижения лучших образовательных результатов;
J - взаимодействие «лидер - пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией
в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;

J - взаимодействие «равный - равному», в процессе которого происходит обмен
навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением,

а

наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

2.2.6.

Формы взаимодействия:

J внеурочная деятельность;
J «классные часы»;

диспут;
J личная беседа;

J консультации
J творческие лаборатории;

J совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие

развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для

задач адаптации);
J волонтерство;

S подготовка к конкурсам, олимпиадам;

деловая игра;
J мозговой штурм.

4

Положение о наставничестве в МБОУ СОТТТ По 14

2.3. Форма наставничества «учитель - учитель».

Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или

нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками
педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

2.3.1. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы
или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала

и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной
организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

2.3.2.

Задачи:

С - способствование формированию потребности заниматься анализом результатов
своей профессиональной деятельности;

С - развитие интереса к методике построения и организации результативного учебного

процесса;
С - ориентация начинающего педагога на творческое использование передового

педагогического опыта в своей деятельности;

С - привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности в целях
его закрепления в образовательной организации;

С - ускорение процесса профессионального становления педагога;
С -

формирование

сообщества

(как

организации

образовательной

часть

педагогического).
2.3.3.
❖

Результаты:

- высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую
работу, культурную жизнь образовательной организации;

❖ - усиление

уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и

педагогического потенциалов
❖

- повышение уровня удовлетворенности

собственной работой и улучшение

психоэмоционального состояния;
❖

- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в
данном коллективе (образовательной организации);

❖

-

рост

числа собственных

профессиональных

работ:

статей,

исследований,

методических практик молодого специалиста.

2.3.4.

Портрет участников.

Наставник.
Опытный

педагог,

имеющий

профессиональные

успехи

(победитель

различных
5

Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №14

профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий
вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник
педагогического и/или школьного сообществ. Обладает лидерскими, организационными и

коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.

Наставляемый.
Молодой специалист, имеющий малый опыт работы - от 0 до 3 лет, испытывающий
трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими

педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на

новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях,

регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии
эмоционального выгорания, хронической усталости. Возможные варианты программы.

2.3.5.

Вариации взаимодействия:

- «опытный педагог - молодой специалист», классический вариант поддержки для
приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков
(организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;

- взаимодействие «лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий
проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти

общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с
профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и
инициатив;

• 4 - взаимодействие «педагог-новатор - консервативный педагог», в рамках которого,

возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы»
овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;

■ / - взаимодействие «опытный предметник - неопытный предметник», в рамках
которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному

предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.
Д-)-

I

2.3.6.

Формы взаимодействия:

- в рамках реализации программы повышения
- в рамках педагогических проектов для реализации в образовательной организации:
конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого учителя, серия семинаров, разработка

методического пособия.

2.4. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в
зависимости

от

степени

профессиональной

подготовки

лица,

в

отношении

которого

Положение о наставничестве в МБОУ СОШ№14

осуществляется наставничество.
2.5. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество,

определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта наставнической
деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в отношении которых
наставник одновременно осуществляет наставничество, не может превышать трех.
2.6. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.

2.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30 календарных дней

со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого осуществляется

наставничество.
2.8. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом организации или иным

документом, предусмотренным локальными актами организации.
2.9. Замена наставника производится в следующих случаях:

> прекращение трудового договора с наставником;
> перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество,

на иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение
организации;

> просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
> неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных

обязанностей;
> возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.
2.10. Срок наставничества, определенный приказом организации или иным документом,

предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в случае временной

нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным

причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.11.

Наставничество

прекращается до истечения срока, установленного

приказом

прганизации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации, в случае
^исполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, обязанностей,

предусмотренных настоящим Типовым положением.
2.12. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в

грофессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной
подготовки и опытом работы наставник составляет индивидуальный план прохождения
паставничества (далее - индивидуальный план).
7

Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №14

Индивидуальный план может включать:

С мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;

С мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями;

С совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении
которого осуществляется наставничество;

С изучение

и

теоретических

практических

вопросов,

касающихся

исполнения

должностных обязанностей;

С выполнение

лицом,

в

отношении

которого

осуществляется

наставничество,

практических заданий;

С перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;

С перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
С другие мероприятия по наставничеству.
2.13. Лицо,

в отношении которого осуществляется наставничество,

знакомится с

индивидуальным планом.
2.14. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении

индивидуального

плана

лицом,

в

отношении

которого

осуществлялось

наставничество.

2.15. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении которого
осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения наставничества и

работе наставника, включая оценку деятельности наставника.
2.16. Результатами эффективной работы наставника считаются:

С формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
практических навыков выполнения должностных обязанностей;

С применение

лицом,

в

отношении

которого

осуществлялось

наставничество,

рациональных и безопасных приемов и методов труда;

С освоение

и

использование

лицом,

в

отношении

которого

осуществлялось

наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и иных
документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение

применять полученные теоретические знания при выполнении должностных
обязанностей;
С положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным родам деятельности

Положение о наставничестве в МБОУ СОШ№14

и профессиональному и личностному развитию;

С самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при
принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
С дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и

указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей.

2.17. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель вправе
предусмотреть:

С доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами
организации

в

соответствии

с

действующим

законодательством

Российской

Федерации;

С объявление благодарности, награждение почетной грамотой организации, вручение
ценного подарка;

С внесение предложения о включении в кадровый резерв для замещения вышестоящей
должности;
У внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;

С материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные

локальными нормативными актами организации);

2.19. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к

дисциплинарной ответственности.

В. Руководство наставничеством

3.1. Организация наставничества возлагается на директора МОУ «СОШ № УУ►>, который
осуществляет следующие функции:

У определяет (предлагает) кандидатуры наставника;

С определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество;
С определяет (предлагает) срок наставничества;
С утверждает индивидуальный план;
С утверждает отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого
осуществлялось наставничество;
У осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности закрепленного за ним

лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые

изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
У создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении
9

Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №14

которого осуществляется наставничество;
С проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с

лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество;
С вносит предложения о замене наставника;
С вносит предложения о поощрении наставника;
С обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по
итогам наставничества.

4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник имеет право:

> знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела лица или получать
информацию о лице отношении которого осуществляется наставничество;

> вносить предложения куратору о создании условий для совместной работы;

> вносить

предложения

куратору

и

руководителю

о

поощрении,

наложении

дисциплинарного взыскания на лицо в отношении которого осуществляется

наставничество;
> обращаться с заявлением к куратору и руководителю с просьбой о сложении с него

обязанностей наставника;

> требовать

от

лица,

в

отношении

которого

осуществляется

наставничество,

выполнения указаний по вопросам, связанным с осуществлением данного рода

деятельности;

> осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в форме личной проверки выполнения задании, поручении, проверки

качества выполненной работы.
4.2. Наставник обязан:
> руководствоваться

требованиями

законодательства

Российской

Федерации

и

локальных нормативных актов организации при осуществлении наставнической
деятельности;

> способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств;
> оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, в

исполнении его обязанностей;
> способствовать

освоению

лицом,

в

отношении

которого

осуществляется

наставничество, практических приемов и способов качественного выполнения своих
должностных и учебных обязанностей, устранению допущенных ошибок;

10

Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №14

передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, накопленный

опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам,

передовым и безопасным методам работы;

> привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации;
воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество,

дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу;
> не реже 1 раза в месяц докладывать куратору и руководителю о результатах
достигнутых в процессе осуществления наставничества.

5. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество

5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:

С пользоваться

имеющимся

оборудованием,

инструментами,

материалами,

документами, литературой и иной инфраструктурой организации в целях исполнения

своих обязанностей и прохождения наставничества;

С участвовать в составлении индивидуального плана;
С обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными и
учебными обязанностями;

С обращаться к куратору и руководителю с ходатайством о замене наставника.

5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:

С изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты
организации и руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей;

С выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки;
С соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
С знать

обязанности,

предусмотренные

должностной

инструкцией,

основные

направления деятельности, полномочия и организацию работы в организации;
■/ выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных и

учебных обязанностей;

С совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;

С устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;

11


Наверх

Тест

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».