Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №14
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение «О наставничестве» (далее - Положение) в МБОУ СОШ №14
разработано в соответствие с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ;
- Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении
методологии
(целевой
осуществляющих
модели)
наставничества
образовательную
обучающихся
деятельность
по
организаций,
для
общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися»;
- Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой
модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими
рекомендациями
по
внедрению
методологии
(целевой
модели)
наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися");
- Уставом МБОУ СОШ №14
1.2
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок организации наставничества.
1.3
Наставничество представляет собой форму передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогщаюшее
общение, основанное на доверии и партнёрстве.
1.4
Целями наставничества являются:
> оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, приобретении
профессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей;
> адаптация в коллективе;
> воспитание дисциплинированности, требовательности к себе и заинтересованности в
результатах труда;
> улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и
иных сферах;
> улучшение психологического климата в образовательной организации.
2
Положение о наставничестве в МБОУ СОШ№14
2. Организация наставничества
2.1. Реализуемые формы программ наставничества:
«ученик - ученик»;
S «учитель - учитель»;
2.2. Форма наставничества «ученик - ученик»
Предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из обучающихся находится
на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами,
позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой
субординации.
2.2.1
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося
с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в
адаптации к новым условиям обучения.
2.2.2.
❖
Задачи:
- помощь в реализации лидерского потенциала;
❖ -
улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов.
❖ -
развитие гибких навыков и метакомпетенций;
❖
- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
❖ -
создание
комфортных
условий
и
коммуникаций
внутри
образовательной
организации;
❖
- формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных
выпускников.
2.2.3.
Результаты:
> - повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса
(группы) и образовательной организации;
> - численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных
секций;
> - количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и
творческих проектов;
> - снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
2.2.4.
Портрет участников
Наставник:
Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими
качествами,
нетривиальностью
мышления,
демонстрирующий
высокие
образовательные
3
Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №14
результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса
"группы), принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы,
театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный
участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений.
Наставляемый:
S - Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся более
низкой
по
отношению
к
наставнику
ступени,
демонстрирующий
неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не
принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива.
- Активный. Обучающийся с особыми образовательными потребностями - например,
увлеченный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке
или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
2.2.5.
Варианты взаимодействия:
S - взаимодействие «успевающий - неуспевающий», классический вариант поддержки
для достижения лучших образовательных результатов;
J - взаимодействие «лидер - пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией
в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
J - взаимодействие «равный - равному», в процессе которого происходит обмен
навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением,
а
наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
2.2.6.
Формы взаимодействия:
J внеурочная деятельность;
J «классные часы»;
диспут;
J личная беседа;
J консультации
J творческие лаборатории;
J совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие
развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для
задач адаптации);
J волонтерство;
S подготовка к конкурсам, олимпиадам;
деловая игра;
J мозговой штурм.
4
Положение о наставничестве в МБОУ СОТТТ По 14
2.3. Форма наставничества «учитель - учитель».
Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или
нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками
педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
2.3.1. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте работы
или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала
и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной
организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
2.3.2.
Задачи:
С - способствование формированию потребности заниматься анализом результатов
своей профессиональной деятельности;
С - развитие интереса к методике построения и организации результативного учебного
процесса;
С - ориентация начинающего педагога на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности;
С - привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности в целях
его закрепления в образовательной организации;
С - ускорение процесса профессионального становления педагога;
С -
формирование
сообщества
(как
организации
образовательной
часть
педагогического).
2.3.3.
❖
Результаты:
- высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую
работу, культурную жизнь образовательной организации;
❖ - усиление
уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и
педагогического потенциалов
❖
- повышение уровня удовлетворенности
собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния;
❖
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в
данном коллективе (образовательной организации);
❖
-
рост
числа собственных
профессиональных
работ:
статей,
исследований,
методических практик молодого специалиста.
2.3.4.
Портрет участников.
Наставник.
Опытный
педагог,
имеющий
профессиональные
успехи
(победитель
различных
5
Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №14
профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий
вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный участник
педагогического и/или школьного сообществ. Обладает лидерскими, организационными и
коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.
Наставляемый.
Молодой специалист, имеющий малый опыт работы - от 0 до 3 лет, испытывающий
трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими
педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на
новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях,
регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии
эмоционального выгорания, хронической усталости. Возможные варианты программы.
2.3.5.
Вариации взаимодействия:
- «опытный педагог - молодой специалист», классический вариант поддержки для
приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков
(организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
- взаимодействие «лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий
проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти
общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с
профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и
инициатив;
• 4 - взаимодействие «педагог-новатор - консервативный педагог», в рамках которого,
возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы»
овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;
■ / - взаимодействие «опытный предметник - неопытный предметник», в рамках
которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному
предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.
Д-)-
I
2.3.6.
Формы взаимодействия:
- в рамках реализации программы повышения
- в рамках педагогических проектов для реализации в образовательной организации:
конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого учителя, серия семинаров, разработка
методического пособия.
2.4. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в
зависимости
от
степени
профессиональной
подготовки
лица,
в
отношении
которого
Положение о наставничестве в МБОУ СОШ№14
осуществляется наставничество.
2.5. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество,
определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта наставнической
деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в отношении которых
наставник одновременно осуществляет наставничество, не может превышать трех.
2.6. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30 календарных дней
со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
2.8. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом организации или иным
документом, предусмотренным локальными актами организации.
2.9. Замена наставника производится в следующих случаях:
> прекращение трудового договора с наставником;
> перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
на иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение
организации;
> просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
> неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
> возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.
2.10. Срок наставничества, определенный приказом организации или иным документом,
предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным
причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.11.
Наставничество
прекращается до истечения срока, установленного
приказом
прганизации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации, в случае
^исполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, обязанностей,
предусмотренных настоящим Типовым положением.
2.12. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в
грофессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной
подготовки и опытом работы наставник составляет индивидуальный план прохождения
паставничества (далее - индивидуальный план).
7
Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №14
Индивидуальный план может включать:
С мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
С мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями;
С совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении
которого осуществляется наставничество;
С изучение
и
теоретических
практических
вопросов,
касающихся
исполнения
должностных обязанностей;
С выполнение
лицом,
в
отношении
которого
осуществляется
наставничество,
практических заданий;
С перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
С перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
С другие мероприятия по наставничеству.
2.13. Лицо,
в отношении которого осуществляется наставничество,
знакомится с
индивидуальным планом.
2.14. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении
индивидуального
плана
лицом,
в
отношении
которого
осуществлялось
наставничество.
2.15. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении которого
осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения наставничества и
работе наставника, включая оценку деятельности наставника.
2.16. Результатами эффективной работы наставника считаются:
С формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
практических навыков выполнения должностных обязанностей;
С применение
лицом,
в
отношении
которого
осуществлялось
наставничество,
рациональных и безопасных приемов и методов труда;
С освоение
и
использование
лицом,
в
отношении
которого
осуществлялось
наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и иных
документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение
применять полученные теоретические знания при выполнении должностных
обязанностей;
С положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным родам деятельности
Положение о наставничестве в МБОУ СОШ№14
и профессиональному и личностному развитию;
С самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при
принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
С дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и
указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей.
2.17. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель вправе
предусмотреть:
С доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами
организации
в
соответствии
с
действующим
законодательством
Российской
Федерации;
С объявление благодарности, награждение почетной грамотой организации, вручение
ценного подарка;
С внесение предложения о включении в кадровый резерв для замещения вышестоящей
должности;
У внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;
С материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные
локальными нормативными актами организации);
2.19. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к
дисциплинарной ответственности.
В. Руководство наставничеством
3.1. Организация наставничества возлагается на директора МОУ «СОШ № УУ►>, который
осуществляет следующие функции:
У определяет (предлагает) кандидатуры наставника;
С определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество;
С определяет (предлагает) срок наставничества;
С утверждает индивидуальный план;
С утверждает отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого
осуществлялось наставничество;
У осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности закрепленного за ним
лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые
изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
У создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении
9
Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №14
которого осуществляется наставничество;
С проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с
лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество;
С вносит предложения о замене наставника;
С вносит предложения о поощрении наставника;
С обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по
итогам наставничества.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник имеет право:
> знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела лица или получать
информацию о лице отношении которого осуществляется наставничество;
> вносить предложения куратору о создании условий для совместной работы;
> вносить
предложения
куратору
и
руководителю
о
поощрении,
наложении
дисциплинарного взыскания на лицо в отношении которого осуществляется
наставничество;
> обращаться с заявлением к куратору и руководителю с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника;
> требовать
от
лица,
в
отношении
которого
осуществляется
наставничество,
выполнения указаний по вопросам, связанным с осуществлением данного рода
деятельности;
> осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в форме личной проверки выполнения задании, поручении, проверки
качества выполненной работы.
4.2. Наставник обязан:
> руководствоваться
требованиями
законодательства
Российской
Федерации
и
локальных нормативных актов организации при осуществлении наставнической
деятельности;
> способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств;
> оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, в
исполнении его обязанностей;
> способствовать
освоению
лицом,
в
отношении
которого
осуществляется
наставничество, практических приемов и способов качественного выполнения своих
должностных и учебных обязанностей, устранению допущенных ошибок;
10
Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №14
передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, накопленный
опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам,
передовым и безопасным методам работы;
> привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации;
воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу;
> не реже 1 раза в месяц докладывать куратору и руководителю о результатах
достигнутых в процессе осуществления наставничества.
5. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество
5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
С пользоваться
имеющимся
оборудованием,
инструментами,
материалами,
документами, литературой и иной инфраструктурой организации в целях исполнения
своих обязанностей и прохождения наставничества;
С участвовать в составлении индивидуального плана;
С обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными и
учебными обязанностями;
С обращаться к куратору и руководителю с ходатайством о замене наставника.
5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
С изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты
организации и руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей;
С выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки;
С соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
С знать
обязанности,
предусмотренные
должностной
инструкцией,
основные
направления деятельности, полномочия и организацию работы в организации;
■/ выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных и
учебных обязанностей;
С совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
С устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
11