Рабочая программа курса внеурочной деятельности среднее общее образование «Спортивные игры» 10, 11 классы Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Внеурочная деятельность, направленная на формирование универсальных учебных действий обеспечивает достижение следующих результатов. Раздел «Знания о физической культуре» Обучающийся научится: рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе; характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; понимать, что такое допинг, раскрывать основы антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия принятия допинга; раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств; разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели; руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Обучающийся получит возможность научиться: характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр; характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного Движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту; определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» Обучающийся научится: использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма; классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств; самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их; тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой; взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности. Обучающийся получит возможность научиться: вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности; проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность; проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа. Раздел «Физическое совершенствование» Обучающийся научится: выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности; выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений); выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений; выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений; выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину); выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России); выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из изученных способов; выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности; выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств. Обучающийся получит возможность научиться: выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья; преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега; осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта; выполнять тестовые нормативы по физической подготовке. Содержание курса Основы физической культуры и здорового образа жизни Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. Оздоровительные системы физического воспитания и спортивная подготовка. Олимпийские игры древности и современности. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх. Основные этапы развития физической культуры в России. Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения упражнений, соблюдением режимов физической нагрузки. Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений. Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности. Правила соревнований по одному из базовых видов спорта. Массаж и самомассаж (цель, задачи и формы организации; основные способы и приемы массажа). Профилактика травматизма на занятиях физической культурой и спортом. Физкультурно-оздоровительная деятельность Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга. Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения. Комплексы упражнений для развития основных физических качеств, функциональных возможностей сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры. Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа. Оказание доврачебной помощи при ушибах. Спортивно-оздоровительная деятельность Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты). Легкая атлетика: метание малого мяча. Лыжная подготовка: основные способы передвижения на лыжах, техника выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений. Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в баскетболе, волейболе, футболе, минифутболе. Упражнения культурно-этнической направленности: сюжетно-образные и обрядовые игры. Элементы техники национальных видов спорта. Общая физическая подготовка Легкая атлетика: прыжки через препятствия, многоскоки, Совершенствование техники ранее разученных легкоатлетических упражнений. Спортивные игры: Волейбол: совершенствование технических действий с мячом, тактических действий в игре по правилам. Баскетбол: совершенствование технических действий с мячом, тактических действий в игре по правилам. Комплексы упражнения специальной физической и технической подготовки. Технические действия с мячом и без мяча из спортивных игр баскетбол, волейбол. Игра по правилам. Комплексы общеразвивающих упражнений. Технико-тактические действия в избранном виде спорта. Гимнастика с основами акробатики. Лыжная подготовка: Совершенствование техники ранее освоенных способов передвижения на лыжах. Содержание курса внеурочной деятельности 10,11 класс № п/п Наименование Предметное содержание раздела 1 Русская лапта. Теория. Техника безопасности при занятиях русской лаптой. 17 часов История зарождения лапты. Известные отечественные игроки в лапту и тренеры. Современное состояние лапты в Российской Федерации. Официальные правила соревнований по лапте. Влияние занятий лаптой на формирование положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия, честности, сознательности, выдержки, решительности, настойчивости, этических норм поведения). Практические занятия: Броски и ловля мяча. Подача мяча. Броски малым мячом по движущейся цели. Ускорения и перебежки. Удары по мячу и броски по движущейся цели. Ловля мяча с лета. Тактические действия в нападении. Тактические действия в защите. Учебная игра в лапту. Форма реализации воспитательного потенциала Формирование общих представлений о лапте, о ее возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке обучающихся; формирование образовательного базиса, основанного как на знаниях и умениях в области физической культуры и спорта, так и на соответствующем культурном уровне развития личности обучающегося, создающем необходимые предпосылки для его самореализации; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами вида спорта «лапта»; воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества; развитие положительной мотивации и устойчивого учебнопознавательного интереса к физической культуре, удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях физической культурой и спортом средствами лапты; выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта. Организация и проведение самостоятельных занятий по лапте. Составление планов и самостоятельное проведение занятий по лапте. Способы самостоятельного освоения двигательных действий, подбор подводящих, подготовительных и специальных упражнений. Самоконтроль и его роль в 2 Волейбол. 7 часов 3 Лыжная подготовка. 10 часов учебной и соревновательной деятельности. Дневник самонаблюдения. Правила безопасного, правомерного поведения во время соревнований по лапте в качестве зрителя, болельщика. Средства восстановления организма после физической нагрузки. Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде и обуви для занятий лаптой. Правила ухода за спортивным инвентарем и оборудованием. Причины возникновения ошибок при выполнении технических приёмов и способы их устранения. Основы анализа собственной игры, игры своей команды и игры команды соперников. Теория. Техника безопасности Комплексы общеразвивающих при занятиях спортивными упражнений без предметов и с играми. предметами для развития физических качеств (быстроты, силы, скоростноПрактические занятия: силовых качеств, ловкости, выносливости, гибкости). Прием и передача мяча в Подвижные игры с элементами парах. Передачи мяча сверху и прием волейбола Специальноподготовительные упражнения, снизу. Передачи мяча сверху через развивающие основные качества, необходимые для овладения техникой сетку. Верхняя прямая подача мяча. и тактикой игры в волейбол. Техника нападения. Подача мяча. Техника защиты. Учебная игра в волейбол. Индивидуальные действия. Выбор передачи в зависимости от игровой ситуации. Теория. Правила техники Основные способы передвижения безопасности при занятиях на лыжах, техника выполнения лыжной подготовкой. Значение спусков, подъемов, поворотов, занятий лыжным спортом для торможений. Совершенствование здоровья человека. техники ранее освоенных способов передвижения на лыжах. Комплексы упражнения Практические занятия: специальной физической и Попеременный двухшажный технической подготовки. ход. Одновременный одношажный ход. Подъемы и спуски. Спуски в парах. Торможение «плугом». Подъем «ёлочкой». Эстафеты на лыжах (этапы до 200м). Спуски в парах. Подвижные игры на лыжах. «Гусеница». «Пятнашки». «Лыжный слалом».