РП курсов внеурочной деятельности Шаг вперед, 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЕ
«ШАГ ВПЕРЕД»
5 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения курса. К личностным результатам
относят:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности, таких как:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Достижение предметных результатов образовательной программы общественно-научных
предметов даст учащимся возможность:
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;

• выявлять причинно-следственные связи между общественными
характеризовать основные направления общественного развития;

явлениями

и

• осознанно содействовать защите природы;
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали;
• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления
этих качеств из истории и жизни современного общества;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях
массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• описывать основные социальные роли подростка;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
• раскрывать достижения российского народа;
• использовать знания и умения для формирования способности уважительно относиться к
правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Содержание курса внеурочной деятельности
Наименование
раздела
Основы
волонтерской
(добровольческ
ая)
деятельности

Предметное содержание и формы
занятий
Тема 1. Водное занятие
Введение. Путешествие в мир волонтерства
(добровольчества).
Тема 2. Основы волонтерской
(добровольческая) деятельности
Кто такие волонтёры (добровольцы). Кто
нуждается в помощи волонтёров
(добровольцев). В чём заключается

Формы реализации
воспитательного потенциала
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения правила общения
со старшими и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины.
Формы: беседа, поручение,
упражнение, виртуальные

волонтёрский (Добровольский) труд.
Особенности волонтёрского
(Добровольского) труда. Как работают
волонтёры (добровольцы).
Тема 3. История развития волонтерства
(добровольчества)
Развитие волонтёрства в мире. Развитие
волонтёрства в России
Тема 4. Направления волонтерской
(добровольческой) деятельности в школе
Тема 5. Основные принципы
добровольческого труда
Тема 6. Разнообразие форм социальной
помощи
Тема 7. Трудности в волонтерской
деятельности
Учимся общаться с незнакомыми и
малознакомыми людьми. Учимся
соотносить свои желания со своими
возможностями. Учимся выстраивать
приоритеты в деятельности. Формируем
правильные представления о работе и её
результатах. Учимся работать в команде.
Волонтёрский труд будущая профессия.
Тема 8. Игра-дискуссия «Я-волонтер»
Виды деятельности: беседа, работа в
группе, мозговой штурм, создание
интеллект-карты, защиты проектов, ролевая
игра, пресс-конференция, работа с
нормативно-правовыми источниками,
выступление с подготовленным
сообщением, работа с интернет ресурсами.
Волонтерское
движение в
школе

Тема 9. Волонтерское движение в школе
Что делать если, если объединения в школе
нет. Что делать, если школьное
объединение уже есть.
Тема 10. Выбираем лидера. Что должен
знать лидер
Тема 11. Выбираем направление работы
объединения
Тема 12. Формируем имидж волонтерского
объединения
Тема 13. Работа в команде - главный успех
в деятельности
Тема 14. Социальный квест «Если можешь
– помоги!»

экскурсии, создание
воспитывающих ситуаций
Установление доверительных
отношений между
педагогическим
работником и его
обучающимся,
способствующих позитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб
педагогического работника,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности.
Форма: групповая
исследовательская
деятельность, коллективное
творческое дело
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддерживать мотивацию
обучающихся к получению
знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе, помогают
установлению
доброжелательной атмосферы
во время урока.
Формы: беседа, игра,
виртуальные экскурсии,
творческие мастерские

Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения правила общения
со старшими и сверстниками,
принципы учебной
дисциплины.
Формы: беседа, поручение,
упражнение, виртуальные
экскурсии, создание
воспитывающих ситуаций
Установление доверительных
отношений между

Что мы называем социальным квестом. О
тимуровском движении.
Тема 15. Наши мероприятия: от идей – к
действию
Тема 16. Популяризируем волонтерское
движение
Какие формы и методы используем.
Активное убеждение. Урок
добровольчества – залог успеха!
Тема 17. «Рука помощи» - проводим
волонтерское мероприятие
Тема 18. Взаимодействуем с другими
школьными организациями
Тема 19. Урок-игра «Мы команда добрых
дел»
Виды деятельности: беседы, работа в
группе, создание листовки-флаера,
практические работы по решению учебных
кейсов.

педагогическим
работником и его
обучающимся,
способствующих позитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб
педагогического работника,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности.
Форма: групповая
исследовательская
деятельность, коллективное
творческое дело

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименован
ие разделов,
блоков, тем

Все
го,
час

ЦОР (ЭОР)

Количество
часов
теор
ия

Практ
ика

1

Основы
волонтерско
й
(добровольч
еская)
деятельност
и

17
час
ов

17
часо
в

-

2

Волонтерск
ое движение
в школе

17
час
ов

12
часо
в

5
часов

http://www.adolesmed.ru/volunteers.html
http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm

http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_o
br_res/tretiykova/index.htm
http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАГ ВПЕРЕД»
№

Дата

Тема занятия

Содержание занятия

п/
п

проведения
По
пла
ну

По
факту
Раздел 1. Основы волонтерской (добровольческая) деятельности
Тема 1. Водное занятие (1 ч)

1

Введение. Путешествие в мир
волонтерства

Вводное занятие

Тема 2. Основы волонтерской деятельности (5 ч)
2

Кто такие волонтёры

Из истории волонтерского
движения в России. Понятие
«волонтер» и «доброволец»;
цели деятельности волонтера

3

Кто нуждается в помощи
волонтёров

Сфера деятельности
волонтерской организации

4

В чём заключается волонтёрский
труд

Разработка стратегии по
волонтерству

5

Особенности волонтёрского труда

Исследование волонтерского
труда на примерах выдающихся
меценатов

6

Как работают волонтёры

Применение полученных знаний

Тема 3. История развития волонтерства (добровольчества) (2 ч)
7

Развитие волонтёрства в мире

Из истории волонтерского
движения в мире

8

Развитие волонтёрства в России

Из истории волонтерского
движения в России: Древняя
Русь и Московское княжество

Тема 4. Направления волонтерской деятельности в школе (1 ч)
9

Направления волонтерской
деятельности

Единая информационная система
в сфере развития
добровольчества

Тема 5. Основные принципы добровольческого труда (1 ч)
10

Основные принципы
добровольческого труда

Волонтерство в социальной
сфере

Тема 6. Разнообразие форм социальной помощи (1 ч)

11

Разнообразие форм участия в
волонетерской деятельности

Участие в волонтерских
мероприятиях и акциях

Тема 7. Трудности волонтерской деятельности (5 ч)
12

Учимся общаться с незнакомыми и
малознакомыми людьми

Формы общения. Знакомство с
качествами волонтера

13

Учимся соотносить свои желания со
своими возможностями

Памятка «Принципы волонтера»

14

Учимся выстраивать приоритеты в
деятельности. Формируем
правильные представления о работе
и её результатах

Стратегии развития работы в
волонтерской деятельности

15

Учимся работать в команде

Выполнение групповых заданий

16

Волонтёрский труд будущая
профессия.

Знакомство с понятиями –
социализация, профориентация

Тема 8. Игра-дискуссия «Я – волонтер» (1 ч)
17

Настольная игра «Я-волонтер»

Работа в группах

Раздел 2. Волонтерское движение в школе
Тема 9. Волонтерское движение в школе (3 ч)
18

Школьное волонтерское
объединение

Учимся создавать «добрые»
организации

19

Что делать если, объединения в
школе нет

Основные принципы
волонтерской работы

20

Что делать, если школьное
объединение уже есть

Работа над проектом

Тема 10. Выбираем лидера. Что должен знать лидер (1 ч)
21

Выбираем лидера

Качества лидера

Тема 11. Выбираем направление работы объединения (1 ч)
22

Выбираем направление работы
объединения

Работа в команде

Тема 12. Формируем имидж волонтерского объединения (1 ч)

23

Формируем имидж волонтерского
объединения

Кредо волонтера. Символика как
доблесть волонтера

Тема 13. Работаем в команде – главный успех в деятельности (1 ч)
24

Работаем в команде

Совместная работа

Тема 14. Социальный квест «Если можешь - помоги» (3 ч)
25

Социальный квест «не умеешь –
научись»

Работа в группах

26

Что мы называем социальным
квестом

Знакомство с новыми понятиями
и терменалогией

27

О тимуровском движении

Из истории тимуровцев

Тема 15. Наши мероприятия: от идей – к действию (1 ч)
28

Наши мероприятия: от идей – к
результату

Подведение промежуточных
итогов

Тема 16. Популяризируем волонтерское движение (3 ч)
29

Какие формы и методы используем

Формы организации
волонтерской деятельности

30

Активное убеждение

Качества оратора

31

Урок добровольчества – залог
успеха!

Организация правильной работы
волонтера

Тема 17. «Рука помощи» - Проводим волонтерское мероприятие (1 ч)
32

Деловая игра «Проводим
волонтерское мероприятие»

Совместная работа

Тема 18. Взаимодействуем с другими школьными организациями (1 ч)
33

Дружим с другими организациями

Развитие партнерства и
сотрудничества

Тема 19. Урок-игра «Мы команда добрых дел» (1 ч)
34

Настольная игра «Мы команда
добрых дел»

Работа в группах


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Тест

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».