Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования «Художественная обработка древесины» 5-7 класс 1. Результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности Личностными результатами освоения учащимися курса вязания являются: проявление познавательных интересов и активности в данной области; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности. бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; Метапредметными результатами освоения курса вязания являются: планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметными результатами освоения курса мастерок являются: знание классификации выпиливания, художественной резьбы по дереву, гравюры, его историю; эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для выпиливания, резьбы; способы резьбы по дереву, выпиливанию, инкрустации; технологический процесс изготовления изделия и пути снижения его себестоимости; правила безопасности труда; способы выявления потребностей общества в товарах и услугах; основные законы построения композиции; знакомство с творческими профессиями декоративно-прикладного характера Оценка планируемых результатов освоения программы Система оценки результатов обучения проходит через участие детей в выставках, конкурсах. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий Выставки могут быть: однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогом изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей. Содержание курса внеурочной деятельности 5 класс Наименов ание раздела Предметное содержание Формы реализации воспитательного потенциала Вводное занятие Ознакомление учащихся с работой кружка. Техника безопасности, правила поведения на занятиях. Просмотр образцов поделок. Знакомство с материалами, инструментами для работы. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины. Формы: беседа, поручение, упражнение, виртуальные экскурсии, создание воспитывающих ситуаций Материал ыи инструмен ты Проверка рамки на упругость. Установка пилки в лобзик. Основные инструменты: лобзик, шило, надфили, правила обращения с инструментами. Практическая работа по натяжке пилки. Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимся, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Форма: групповая исследовательская деятельность, коллективное творческое дело Рисунок Перевод рисунка на кальку, использование планшета, карандаша. Подготовка Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, фанеры (шлифовка). Нанесение рисунка на фанеру. Чтение чертежа. Последова тельность выпилива ния Порядок выпиливания изделий. Учебная дощечка. Выпиливание волнистых линий. Выпиливание тупых и острых углов Отделка изделия Отделочные материалы. Нанесение отделочного материала на поверхность изделия. Практическая работа по шлифованию изделия. Выпилива ние изделия из фанеры Практическая работа по изготовлению изделий (игрушки, полочки, подставки, рамки для фотографии, подсвечники) и т.д. Итоговое занятие. налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Формы: беседа, игра, виртуальные экскурсии, творческие мастерские Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины. Формы: беседа, поручение, упражнение, виртуальные экскурсии, создание воспитывающих ситуаций Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимся, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Форма: групповая исследовательская деятельность, коллективное творческое дело Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Формы: беседа, игра, виртуальные экскурсии, творческие мастерские Подведение итогов за учебный Установление доверительных отношений год. Организация отчётной между педагогическим выставки работ учащихся. работником и его обучающимся, Отчёт учащихся о полученных способствующих позитивному восприятию знаниях и умениях на обучающимися требований и просьб занятиях внеурочной педагогического работника, привлечению их деятельности. внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Форма: групповая исследовательская деятельность, коллективное творческое дело Формы работы: 1. Беседа. 2. Коллективная работа. 3. Индивидуально- практическая. 4. Консультация Тематическое планирование 5класс № п/п Тема учебного занятия Всего часов Содержание деятельности Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности 1 2-3 4-7 8-13 1417 Вводное занятие. Материалы инструменты. Рисунок 1 и 3 4 Последовательность 6 выпиливания. Отделка изделия 4 История развития художественной деревообработки. Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни. Искусствоведческая справка. Декоративные и технологические особенности различных древесных пород, применяемые при выпиливании. Текстура, цвет, твёрдость. Инструменты и приспособления: лобзик, пилки лобзиковые, выпиловочный столик, приспособление для стяжки дуги лобзика Перевод рисунка на кальку, использование планшета, карандаша. Подготовка фанеры (шлифовка). Нанесение рисунка на фанеру. Чтение чертежа. Порядок выпиливания изделий. Учебная дощечка. Выпиливание волнистых линий. Выпиливание тупых и острых углов. Отделочные материалы. Наждачная бумага разной зернистости. Шлифовка, обработка внутренних Практическая часть занятия /форма организации деятельности Знакомство с декоративными и технологическими особенностями различных древесных пород, применяемые при выпиливании. Текстура, цвет, твёрдость. Выполнение правильной постановки пилки в рамку лобзика. Подготовка фанеры (шлифовка). Нанесение рисунка на фанеру. Чтение чертежа. Выпиливание волнистых линий. Выпиливание тупых и острых углов. Соблюдение правила техники безопасности. Шлифовка, обработка внутренних отверстий. Нанесение отделочного материала на поверхность отверстий. Нанесение отделочного материала на поверхность изделия. Практическая работа по шлифованию изделия. 1867 68 Выпиливание изделия из фанеры. Итоговое занятие 49 1 Практическая работа по изготовлению изделий.(игрушки, полочки, подставки, рамки для фотографии, подсвечники) Подведение итогов за учебный год. Организация отчётной выставки работ учащихся. изделия. Практическая работа по шлифованию изделия. Практическая работа по изготовлению изделий.(игрушки, полочки, подставки, рамки для фотографии, подсвечники) Подведение итогов за учебный год. Организация отчётной выставки работ учащихся. Содержание курса внеурочной деятельности 6 класс Наименов ание раздела Предметное содержание Формы реализации воспитательного потенциала Вводное занятие Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Цели и задачи. Столярная подготовк а материала для работ по дереву История художественной обработки древесины. Русское искусство художественной обработки древесины. Древние памятники искусства. История способов художественной обработки древесины. Заготовка материала Время заготовки. Выбор материала по назначению (для внешнего декора жилища и других построек; для обшивки дома, подзоров, фризов, карнизов; для наличников и всевозможной утвари; для мебели; для изделий, используемых при повышенной влажности; для подзоров, пчелин, балясин). Заделка трещин. Вставка. Выпиливание Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины. Формы: беседа, поручение, упражнение, виртуальные экскурсии, создание воспитывающих ситуаций Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимся, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Форма: групповая исследовательская деятельность, коллективное творческое дело черновой болванки. Обработка формы щели. Заделка мелких трещин замазкой. Заделка сучков. Выпилива ние лобзиком 1Демонстрация изделий с элементами выпиливания. Содержание работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение по рабочим местам. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины 2. Материалы, инструменты и приспособления. Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов. Характеристика инструмента и приспособлений. 3.Подготовка материала к выпиливанию. Выбор материала. Наклеивание шпона. Удаление нижнего слоя рубашки. Лицевой слой рубашки. Распиливание чурака, капа на дощечки. Нанесение (перевод) рисунка. Нанесение сетки на бумагу. Перевод рисунка на бумагу. Увеличение и уменьшение рисунков методом клеток. Получение симметричного рисунка различными методами (с помощью кальки, с помощью копирки). Расположение рисунка на поверхности материала. 4. Виды резьбы по дереву .Народные художественные традиции. Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание. Практическая работа по теме: «Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке». 5.Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия Рабочее место выпиловщика, первоначальные навыки. Качество выпиливания. Пропиловка прямых и волнистых линий. Пропиловка тупых углов. Выпиливание острого угла двумя способами. Выпиливание шипов и пазов. 6. Практическая работа по теме: «Изготовление подвижной игрушки» Технические приёмы выпиливания Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Формы: беседа, игра, виртуальные экскурсии, творческие мастерские орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Дефекты выпиливания. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Работа над конструкцией и формой изделия.Формы изделий (плоские, объёмные изделия; изделия округлой формы). 7.Орнаменты, применяемые в работах лобзиком. Орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический орнамент. Фантастический орнамент. Животный орнамент. Геральдический орнамент. Сетчатый орнамент (узор). Мотив. Раппорт. Пропорция ритм. Закон трехкомпонентности. Орнамент и его распределение на изделии Центр композиции. 8.Техника выполнения орнамента при выпиловочных работах. Использование природных форм. Практическая работа по теме: «Перевод рисунка и выполнение орнамента рамки для фотографии». Отделочные материалы. Нетрадиционные материалы. Облицовывание шпоном. Практическая работа по теме: «Отделка изделия». Художеств енное выжигани е 1.История выжигания . Выжигание – творческий и увлекательный процесс. Появление выжигания. Искусство выжигания русских мастеров. Троицкая (Сергиево – Пасадская) выжженая игрушка. Полоховско- майдановское выжигание. ТБ при работе с электровыжигателем. Правила поведения и техники безопасности в учебной мастерской. Правила пожарной и электробезопасности. Правила промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию Электровыжигатель. Основные Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины. Формы: беседа, поручение, упражнение, виртуальные экскурсии, создание воспитывающих ситуаций приемы и способы работы с электровыжигателем. Виды насадок для электровыжигателя. Декорирование изделий выжиганием.Подготовка материалов. Перевод рисунка. Способы выжигания (плоское, глубокое, кислотой). Приёмы выжигания. Исправление ошибок, допущенных при выжигании. Основы композиции. 2.Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электровыжигателем. Основы композиции. Основные принципы композиции. Форма и конструкция изделия. Способы подготовки древесины к работе. Выполнение контурного рисунка на древесине. Основные требования к инструменту. Уход за инструментом. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Приёмы выжигания. Способы соединения деталей. Сборка изделия. Основные приёмы выжигания Классификация приемов выжигания. Технология основных приёмов выжигания. Практическая работа по теме: «Совершенствование приёмов выжигания» Выжигание штифтами. Изготовление штифтов из спирали электроплитки или утюга. Закрепление штифтов. Конструкция ручки для выжигания штифтами. Накаливание штифта. Получение разнообразных оттенков при выжигании. Украшение изделий из дерева выжиганием штифтами. Отделка изделия .Отделочные материалы. Нетрадиционные материалы. Устранение дефектов. Отделка. 3.Полирование. Технология полирования. Морение древесины (искусственное утемнение). Вощение древесины. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Форма и конструкция изделия. Назначение и виды орнамента. Симметрия. Изделия с трафаретными орнаментами при выжигании штифтами. Раскраска выжженного рисунка и тонировка в нужный цвет. Сложности сырой окраски. Практическая работа по теме: «Изготовление настенного панно “Лев”».Практическая работа по теме: «Изготовление сувенира “Подкова на счастье”». 1.Чистовая обработка поверхности материалов. Приемы инструмент. Технология чистовой обработки поверхности древесины. Материалы и их характеристика. Восстановление естественного цвета древесины. Отбеливание древесины. Инструменты. Техника безопасности и правила организации рабочего места учащихся при чистовой обработки поверхности материалов. Характеристика материала. Правила и особенности покрытия изделия олифой. Характеристика, особенности выполнения работы политурой, тампоном, губкой, кистью, распылителем. Технология просушки изделия после покрытия олифой. 2.Травление древесины, лакировка, шлифовка. Назначение лакирования древесины. Подготовка поверхности для лакирования. Характеристику процесса лакирования изделия. Основные правила лакирования изделий. Технология просушки изделия после лакирования. 3.Практическая работа по теме: «Лакирование подвижной игрушки» .Практическая работа по теме: «Лакирование рамки для фотографии».Практическая работа по теме: «Лакирование настенного панно».Практическая работа по теме: «Лакирование настенного панно “Лев”» . Практическая работа по теме: «Лакирование сувенира “Подкова на счастье доски Выполнен Изготовление разделочной.Выбор материала, ие творчески предварительная подготовка его к Разметка изделия. х проектов работе. Выполнение столярных работ. 6-часов Шлифовка. Нанесение разметки узора. Выжигание. Раскрашивание изделия гуашью. Лакирование. Нанесение узора на ручки Отделка древесины лакокрасо чными материала ми Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимся, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Форма: групповая исследовательская деятельность, коллективное творческое дело Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимся, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной электровыжигателем. Покрытие ручек лаком. Итоговое занятие. Подведение итогов за учебный год. Организация отчётной выставки работ учащихся.Отчёт учащихся о полученных знаниях и умениях на занятиях внеурочной деятельности. деятельности. Форма: групповая исследовательская деятельность, коллективное творческое дело Тематическое планирование 6 класс № п/п Тема учебного занятия Всего часов Содержание деятельности Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности 1 2-9 1014 Вводное занятие. История художественной обработки древесины. Русское искусство художественной обработки древесины. 1 10 1Демонстрация изделий с 5 элементами выпиливания Практическая часть занятия /форма организации деятельности Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Цели и задачи. Народные ремёсла и промыслы России. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся. Анкета “Расскажи о себе”. Древние памятники искусства. История способов художественной обработки древесины. Заготовка материала Время заготовки. Выбор материала по назначению (для внешнего декора жилища и других построек; для обшивки дома, подзоров, фризов, карнизов; для наличников и всевозможной утвари; для мебели; для изделий, используемых при повышенной влажности; для подзоров, пчелин, балясин Заделка трещин. Вставка. Выпиливание черновой болванки. Обработка формы щели. Заделка мелких трещин замазкой. Заделка сучков. Содержание работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение по рабочим местам. Знакомство с Тренировка выпиливания учебной дощечки. 1518 1922 2326 2730 3134 Материалы, инструменты и 4 приспособления . Подготовка материала к 4 выпиливанию Виды резьбы по дереву Народные 4 художественные традиции. учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины Материалы, инструменты и приспособления . Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов. Характеристика инструмента и приспособлений Подготовка материала к выпиливанию .Выбор материала. Наклеивание шпона. Удаление нижнего слоя рубашки. Лицевой слой рубашки. Распиливание чурака, капа на дощечки. Нанесение (перевод) рисунка. Нанесение сетки на бумагу. Перевод рисунка на бумагу. Увеличение и уменьшение рисунков методом клеток. Получение симметричного рисунка различными методами (с помощью кальки, с помощью копирки). Расположение рисунка на поверхности материала Виды резьбы по дереву. Народные художественные традиции. Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание. Практическая работа по теме: «Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке». Тренировка выпиливания учебной дощечки. Наклеивание шпона. Удаление нижнего слоя рубашки. Лицевой слой рубашки. Распиливание чурака, капа на дощечки. Нанесение (перевод) рисунка. Нанесение сетки на бумагу. Перевод рисунка на бумагу. Контурное выпиливание. Практическая работа по теме: «Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке». Технология выпиливания лобзиком как 4 разновидность оформления изделия Рабочее место выпиловщика, первоначальные навыки. Качество выпиливания. Пропиловка прямых и волнистых линий. Пропиловка тупых углов. Выпиливание острого угла двумя способами. Выпиливание шипов и пазов. Пропиловка прямых и волнистых линий. Пропиловка тупых углов. Выпиливание острого угла двумя способами. Выпиливание шипов и пазов. Технические приёмы выпиливания орнамента Видыорнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Дефекты выпиливания. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Работа над конструкцией и Практическая работа по теме: «Изготовление подвижной игрушки» Технические приёмы выпиливания орнамента. 4 формой изделия.Формы изделий (плоские, объёмные изделия; изделия округлой формы). 3538 Орнаменты, применяемые в 4 работах лобзиком. 3942 Техника выполнения орнамента при 4 выпиловочных работах. 4344 История выжигания 4546 Технология создания композиции с использованием 2 отдельных элементов выполненных 2 Орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический орнамент. Фантастический орнамент. Животный орнамент. Геральдический орнамент. Сетчатый орнамент (узор). Мотив. Раппорт. Пропорция ритм. Закон трехкомпонентности. Орнамент и его распределение на изделии Центр композиции Использование природных форм. Практическая работа по теме: «Перевод рисунка и выполнение орнамента рамки для фотографии». Отделочные материалы. Нетрадиционные материалы. Облицовывание шпоном. Практическая работа по теме: «Отделка изделия». ТБ при работе с электровыжигателем. Правила поведения и техники безопасности в учебной мастерской. Правила пожарной и электробезопасности. Правила промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию Электровыжигатель. Основные приемы и способы работы с электровыжигателем. Виды насадок для электровыжигателя. Декорирование изделий выжиганием.Подготовка материалов. Способы подготовки древесины к работе. Выполнение контурного рисунка на древесине. Основные требования к инструменту. Уход за инструментом. Технология декорирования художественных Практическая работа по теме: «Изготовление подвижной игрушки» Технические приёмы выпиливания орнамента. Практическая работа по теме: «Отделка изделия». Перевод рисунка. Способы выжигания (плоское, глубокое, кислотой).Приёмы выжигания. Исправление ошибок, допущенных при выжигании. Основы композиции. Практическая работа по теме: «Совершенствование приёмов выжигания» Выжигание штифтами. Изготовление электровыжигат елем. 4748 4950 Полирование. Технология полирования. Чистовая обработка поверхности материалов. изделий выжиганием. Приёмы выжигания. Способы соединения деталей. Сборка изделия. Основные приёмы выжигания Классификация приемов выжигания. Технология основных приёмов выжигания. 2 2 5152 Травление древесины, лакировка, шлифовка. 2 53- Практическая 2 Морение древесины (искусственное утемнение). Вощение древесины. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Форма и конструкция изделия. Назначение и виды орнамента. Симметрия. Изделия с трафаретными орнаментами при выжигании штифтами. Раскраска выжженного рисунка и тонировка в нужный цвет. Сложности сырой окраски. Приемы инструмент. Технология чистовой обработки поверхности древесины. Материалы и их характеристика. Восстановление естественного цвета древесины. Отбеливание древесины. Инструменты. Техника безопасности и правила организации рабочего места учащихся при чистовой обработки поверхности материалов. Характеристика материала. штифтов из спирали электроплитки или утюга. Закрепление штифтов. Конструкция ручки для выжигания штифтами. Накаливание штифта. Получение разнообразных оттенков при выжигании. Украшение изделий из дерева выжиганием штифтами. Практическая работа по теме: «Изготовление настенного панно “Лев”».Практическая работа по теме: «Изготовление сувенира “Подкова на счастье”». Правила и особенности покрытия изделия олифой. Характеристика, особенности выполнения работы политурой, тампоном, губкой, кистью, распылителем. Технология просушки изделия после покрытия олифой. Назначение лакирования древесины. Подготовка поверхности для лакирования. Характеристику процесса Подготовка поверхности лакирования изделия. Основные для лакирования. правила лакирования изделий. Технология просушки изделия после лакирования. Практическая работа по теме: Практическая работа по 54 5567 68 работа по теме: «Лакирование подвижной игрушки» Выполнение творческих проектов Итоговое занятие. «Лакирование фотографии».. 13 1 рамки для теме: «Лакирование настенного панно “Лев”» . Практическая работа по теме: «Лакирование сувенира “Подкова на счастье”» Изготовление доски разделочной. Выбор материала, предварительная подготовка его к работе. Разметка изделия. Выполнение столярных работ. Шлифовка. Нанесение разметки узора. Выжигание. Раскрашивание изделия гуашью. Лакирование. Нанесение узора на ручки электровыжигателем. Покрытие ручек лаком. Изготовлениедоски разделочной. Выбор материала, предварительная подготовка его к работе. Разметка изделия. Выполнение столярных работ. Шлифовка. Нанесение разметки узора. Выжигание. Раскрашивание изделия гуашью. Лакирование. Нанесение узора на ручки электровыжигателем. Покрытие ручек лаком. Подведение итогов за учебный год. Организация отчётной выставки работ учащихся.Отчёт учащихся о полученных знаниях и умениях на занятиях внеурочной деятельности. Содержание курса внеурочной деятельности 7 класс Наименов ание Предметное содержание Формы реализации воспитательного потенциала раздела Вводное занятие Знакомство с искусством резьбы по дереву. История развития деревянной резьбы и её современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы внеурочной деятельности. Решение организационных вопросов. Правила безопасности труда. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины. Формы: беседа, поручение, упражнение, виртуальные экскурсии, создание воспитывающих ситуаций Особеннос ти контурной резьбы. Материал ы. Инструме нты. Выполнен ие заданий по образцу(на светлом фоне) Контурная резьба по светлой и затонированной древесине. Пластический характер контурного решения композиции. Примеры из истории народного декоративноприкладного искусства. Пластический характер решения композиции. Закономерности интерпретации природных форм в декоративных образах. Симметрия в декоративной орнаментальной композиции. Материалы. Инструменты. Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента (штихель, косой нож, изготовление инструмента), деревянной поверхности (естественного цвета дерева или тонированный). Практическая работа. Этапы выполнения контурной композиции. Изготовление строганной основы под резную композицию растительного или растительного характера по размерам образца. Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции. Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимся, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Форма: групповая исследовательская деятельность, коллективное творческое дело Декоратив ный язык контурной резьбы по тонирован ному фону. Композиц ия анималист ического характера Ознакомление с произведениями народных мастеров на анималистическую тему (элементы вологодских, городецких прялок). Цвет как активное средство создания художественного образа. Элементы цветоведения. Контраст. Его значение в создании декоративной композиции. Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по тёмному фону. Способы перевода рисунка на тёмный фон. Приёмы работы сидя, стоя (с Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Формы: беседа, игра, виртуальные экскурсии, творческие мастерские поворотом заготовки и без поворота). Практическая работа. Изготовление декоративных композиций на светлом и тёмном тонах. Перевод рисунка на основу. Исполнение резьбы. Орнамент Использование резной пластины с геометрич (азбукой) в качестве справочного материала при сочинении еского характера композиций. Возможные композиционные сочетания резных из изученных элементов. Приёмы использования элементов. одного, нескольких элементов в Работа по узоре. Зависимость выразительности образцам. композиции от глубины вырезания элементов. Ритм в работе над геометрической резьбой. Практическая работа. Исполнение по образцу декоративной резной пластины на крышку шкатулки с композицией геометрического орнамента Заключите Итоги деятельности учащихся за период обучения. Организация льное выставки изделий учащихся. Задание занятие на летний период. Установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимся, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Форма: групповая исследовательская деятельность, коллективное творческое дело Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Формы: беседа, игра, виртуальные экскурсии, творческие мастерские 9. Тематическое планирование 7 класс № п/п 1 2--5 Тема учебного Всего занятия часов Вводное занятие. 1 Особенности контурной 4 Содержание деятельности Теоретическая часть занятия /форма Практическая часть организации деятельности занятия /форма организации деятельности Знакомство с искусством резьбы по дереву. История развития деревянной резьбы и её современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы внеурочной деятельности. Решение организационных вопросов. Правила безопасности труда. Контурная резьба по светлой и затонированной древесине. резьбы. Материалы. Инструменты. Выполнение заданий по образцу(на светлом фоне) 6-7 8-15 Материалы. Инструменты. Этапы выполнения контурной композиции. Пластический характер контурного решения композиции. Примеры из истории народного декоративноприкладного искусства. Пластический характер решения композиции. Закономерности интерпретации природных форм в декоративных образах. Симметрия в декоративной орнаментальной композиции. 2 8 Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента (штихель, косой нож, изготовление инструмента), деревянной поверхности (естественного цвета дерева или тонированный). Изготовление строганной основы под резную композицию растительного или растительного характера по размерам образца. Подготовительный рисунок. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции. Изготовление инструментов для геометрической резьбы. Перевод рисунка на древесину. Исполнение резной композиции. Декоративный язык контурной резьбы по тонированном 16-20 5 у фону. Композиция анималистиче ского характера. Ознакомление с произведениями народных мастеров на анималистическую тему (элементы вологодских, городецких прялок). Цвет как активное средство создания художественного образа. Элементы цветоведения. Контраст. Его значение в создании декоративной композиции. Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по тёмному фону. Способы перевода рисунка на тёмный фон. Приёмы работы сидя, стоя (с поворотом заготовки и без поворота Изготовление декоративных 21-34 композиций на светлом и тёмном тонах Изготовление декоративных композиций на светлом и тёмном тонах. Перевод рисунка на основу. Исполнение резьбы. Приёмы резных композиций из истории народного декоративноприкладного искусства. Исходные элементы геометрической резьбы. Порядок разметки и последовательность исполнения геометрической Декоративные и 35-36 технологическ ие особенности 14 2 геометрическо й резьбы. резьбы. Подготовка деревянной основы под 37-51 15 элементы геометрическо й резьбы. Орнамент геометрическо го характера 52-53 из изученных 2 элементов. Работа по образцам. Орнамент геометрическо го характера 54-66 из изученных 13 элементов. Работа по образцам 67-68 Заключительн ое занятие 2 Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы. Разметка резного поля на одиночные и двойные полосы по соответствующие элементы «азбуки». Исполнение резьбы. Использование резной пластины с (азбукой) в качестве справочного материала при сочинении композиций. Возможные композиционные сочетания резных элементов. Исполнение по образцу декоративной резной пластины на крышку шкатулки с композицией геометрического орнамента. Итоги деятельности учащихся за период обучения. Организация выставки изделий учащихся. Задание на летний период. Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы. Разметка резного поля на одиночные и двойные полосы по соответствующие элементы «азбуки». Исполнение резьбы. Приёмы использования одного, нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Ритм в работе над геометрической резьбой. Исполнение по образцу декоративной резной пластины на крышку шкатулки с композицией геометрического орнамента.