ВД Я и моя профессия 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«Я И МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
8 класс

1.Планируемые результаты освоения курса
I. Личностные:
- потребность повышать свой культурный уровень, самореализовываться в разных видах
деятельности;
- готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования;
- принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных
поколений, носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп;
- способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих
сверстников;
- умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе, старшими и младшими детьми,
взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы.
II. Метапредметные:
Регулятивные:
- умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
- умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
- формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
- демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня,
участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
- навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной
информации о профессиях;
- анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
- умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать
взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
- овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные:
- умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
- приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
- умение находить общее решение и разрешать конфликты;
- соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.
III. Предметные (на конец освоения курса):
Обучающиеся научатся:
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых
мероприятий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- готовить исследовательские работы,
- заполнять дневники профессионального выбора
- вносить результаты социально-психологической готовности к самостоятельной жизни.
IV. Воспитательные результаты:
Результаты (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни) приобретение знаний:
- об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
- о принятых в обществе нормах поведения и общения;
- развитие ценностного отношения подростков к труду;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
- о правилах проведения исследования.
- получение первоначального опыта самореализации;
- опыт публичного выступления;
- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности.
Содержание программы
«Я и моя будущая профессия»
Формы
Предметное содержание
воспитательного
потенциала
Что я знаю о своих возможностях, 10 часов
Предмет и
Побуждение
Анкета «Планы на ближайшее будущее».
задачи курса.
обучающихся соблюдать Теоретические сведения. Цели и содержание
Важность
на уроке общепринятые курса. Специфика занятий.
выбора
нормы поведения
профессии в
правила общения со
жизни человека. старшими и
сверстниками,
Самооценка,
Методика самооценки индивидуальных
самопрезентаци принципы учебной
возможностей, карта интересов, опросник
дисциплины. Формы:
я и уровень
профессиональной готовности. Формы
беседа, поручение,
притязаний.
самопрезентации.
упражнение,
Темперамент и виртуальные экскурсии, Определение понятия темперамент.
создание
профессия.
Виды темперамента. Задание на
воспитывающих
определение темперамента.
ситуаций
Формирование теоретических представлений
Определение
о характере и темпераменте. Развитие навыков
темперамента.
работы
с диагностическим материалом.
Внутренний мир человека и возможности его
познания. Теоретические сведения.
Темперамент. Методика определения типа
темперамента
(Резапкина Г.) Особенности проявления
основных типов темперамента в учебной и
профессиональной деятельности.

№ Наименование
n/n
тем
1

2

3

4

5

Чувства и
эмоции

6

Что такое
стресс

7

Восприятие и
мышление.

Получение необходимой информации о
чувствах и эмоциях. Тренинги на распознание
чувств.
Ведущие отношения личности: к деятельности,
к людям, к самому себе, к предметному
миру. Эмоциональные состояния личности.
Агрессивность Опросник агрессивности БассаДарки. Конфликт. Ситуации.
Определение, что такое стресс. Виды стресса,
от чего он возникает. Понятие
стрессоустойчивости.
Понятие «мышление». Типы мышления. Формы
логического мышления. Основные операции
мышления: анализ, синтез, сравнение,

абстрагирование, конкретизация, обобщение.
Основные качества мышления.
8

Память

9

Внимание

10

Обобщающий
урок по теме
«Что я знаю о
своих
возможностях».

11

Многообразие
мира профессий
Анализ
профессий

12

13

Что такое память и внимание. Виды памяти и
внимания. Как можно развить память и
внимание. Процессы памяти: запоминание,
сохранение, воспроизведение. Виды памяти.
Приемы запоминания.
Внимание. Качества внимания. Виды внимания.
Выявление особенностей внимания личности.
Просмотр видеофильма «Как ускорить работу
мозга»
Закрепление изученного материала.

Раздел II. «Что я знаю о профессиях», 11 часов
Установление
Анализ
профессии.
Формирование
доверительных
представлений
учащихся
об
основных
отношений между
психологических признаках профессиональной
педагогическим
деятельности как обобщенных качествах,
работником и его
характеризующих виды профессионального
обучающимся,
труда;
способствующих
Многообразие мира профессий. Основные
позитивному
признаки профессиональной деятельности.
восприятию
Классификация профессий.
Социальнообучающимися
психологический
портрет
современного
требований и просьб
профессионала.
педагогического
Характеристика профессий типа «человек –
работника, привлечению человек», «человек – техника», «человек – знаковая
их внимания к
система», «человек – природа», «человек –
обсуждаемой на уроке
художественный образ». Профессионально важные
информации,
качества (ПВК).
Востребованны активизации их
Состояние регионального рынка труда будет
познавательной
е профессии на
зависеть еще и от других факторов. На основе
деятельности. Форма:
рынке труда.
различных статистических данных, которыми
групповая
занимаются специальные службы...
исследовательская
Профессиональ деятельность,
Реалистичный тип, интеллектуальный тип,
ный тип
социальный тип, конвенциальный тип,
коллективное
личности.
предприимчивый тип, артистический тип
творческое дело

14

Профессиональ
ная готовность.
ОПГ

Определение сферы профессиональной
деятельности. Описание профессий,
относящихся к данной сфере.

15

Требования к
профессиональ
ной
деятельности

Определение требований к профессиональной
деятельности. Понятие о профессиональной
пригодности.
Профессионально
важные
качества
личности.
Призвание.
Целеустремлённость.
Развивающие

процедуры: дискуссия на тему «Мой выбор –
моё призвание».

16

Здоровье и
выбор
профессии.

Здоровье и выбор профессии.
Свойства
нервной системы, их взаимосвязь с
индивидуальными особенностями поведения
личности, значение нервной системы в
профессиональной деятельности. Понятие
«неблагоприятные
производственные
факторы». Работоспособность. Условия и
режим работы.

17

«Что ты знаешь
о еде»

18

«Дом, в
котором
хочется жить»

19

«Нереальная
реальность»

Многообразие мира профессий. Основные
признаки профессиональной деятельности.
Классификация профессий.
Социальнопсихологический
портрет
современного
профессионала.
Характеристика профессий типа «человек –
человек», «человек – техника», «человек –
знаковая система», «человек – природа»,
«человек
–
художественный
образ».
Профессионально важные качества (ПВК).

20

«Спасти жизнь
человека»

21

Обобщающий
урок по теме
«Что я знаю о
профессиях»
Раздел III. Способности и профессиональная пригодность, 7 часов

22

Способности
общие и
специальные.
Способности к
практическим
видам
деятельности.

23

Интересы и
склонности

Включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддерживать
мотивацию
обучающихся к
получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в классе,
помогают установлению
доброжелательной
атмосферы во время
урока. Формы: беседа,
игра, виртуальные
экскурсии, творческие
мастерские

Особенности человека еще называют
“задатками”, то есть заранее данными от
природы качествами. К задаткам относят силу,
уравновешенность и подвижность нервных
процессов, скорость и точность реакции,
врожденные особенности зрения и слуха.
Хорошая память, внимание, ум одним даны от
природы, другие развивают их упражнениями.
Задатки — это наши возможности, которые в
благоприятных условиях могут вырасти в
способности, а могут погибнуть
Что такое интерес? Составление и заполнение
карты интересов.
Что такое склонности? Опросник Е. А.
Климова. Составление совместно с учащимися
примерной анкеты на выявление интересов
школьников. Методика «Профиль». Знакомство
с новыми профессиями, такими как: промоутер,

24

Интеллектуальн
ые способности.
Эстетические
способности

25

Способности к
профессиям
социального
типа.

26

Способность к
предпринимате
льской
деятельности

27

Степени
профессиональ
ной
пригодности

28

Обобщающий
урок по теме
«Способности и
профессиональ
ная
пригодность»

29

имиджмейкер, девелопер, мерчендайзер.
Исследовательская работа учащихся по
нахождению этих профессий в дополнительных
источниках информации «Мир профессий»
Способность к запоминанию. Способность быть
внимательным. Способность устанавливать
связи и закономерности между понятиями.
Способность
изменять
способы
интеллектуальной деятельности.
Профессиональное будущее. Секреты выбора
профессии. Формирование установки на
необходимость профессионального
самоопределения.
Люди, успешные в профессиях социального
типа, уважают и ценят людей: учеников и
студентов, клиентов и пациентов, пассажиров и
покупателей, испытывают повышенные чувство
ответственности за свою работу.
Люди, относящиеся к офисному типу,
отличаются
аккуратностью,
потребностью
систематизировать
и
классифицировать
информацию и предметы материального мира.
Без таких людей жизнь превратилась бы в хаос.
Успешная профессиональная деятельность
людей, относящихся к этому типу, определяется
их
интеллектуальными
и
личностными
особенностями. Наличие этих способностей у
себя вы можете определить с помощью
следующего задания.
Набор качеств, умений, способностей человека,
позволяющих ему находить и использовать
лучшее сочетание ресурсов для производства,
продажи
товаров,
принимать
разумные
последовательные решения, создавать и
применять новшества, идти на допустимый,
оправданный риск.
Определение «Профессиональная пригодность».
Основные рекомендации по формированию
профессиональной пригодности. Степени проф.
пригодности:
непригодность,
годность,
соответствие, призвание
Повторение и закрепление пройденного
материала

Раздел IV. Планирование профессиональной карьеры, 6 часов
Мотивы и
Установление
Профессиональное будущее. Секреты выбора
потребности.
доверительных
профессии. Способности и желание в выборе
отношений между
профессии. Способности. Успешность. Талант
педагогическим
«+» и «-» талантливости.

30

31

32

33

34

№
n/n
1

2

3

работником и его
Анализ мотивов своего профессионального
обучающимся,
выбора.
способствующих
позитивному
Ошибки при
Типичные ошибки при выборе профессии.
восприятию
выборе
Незнание мира профессий и себя. Незнание
обучающимися
профессии
правил выбора профессии
требований
и
просьб
Пути получения
Система профессиональной подготовки кадров.
педагогического
профессии
Уровни подготовки: начальный, средний,
работника, привлечению высший. Профили обучения.
их внимания к
Учреждения
Система профессионального образования в РФ и
обсуждаемой на уроке
профессиональ информации,
возможности приобретения профессии в РФ, в
ного
Свердловской области. Государственные и
активизации их
образования.
коммерческие
организации,
оказывающие
познавательной
услуги по профориентации трудоустройству
деятельности. Формы:
молодежи в регионе. Встреча с представителями
беседа, игра,
виртуальные экскурсии, Центра занятости
Мини-проект
поручение, упражнение Осмысление пройденного материала по
«Моя будущая
профессиональному
самоопределению.
профессия»
Применение знаний на практике
Мини –проект
Определение
уровня
готовности
к
«Моя будущая
профессиональному самоопределению. Защита
профессия»
проектов. Самооценка.
Тематическое планирование
Наименование тем
Предмет и задачи курса.
Важность
выбора профессии в
жизни человека.
Самооценка,
самопрезентация и
уровень притязаний.
Темперамент и
профессия.

Форма учебного занятия
Что я знаю о своих возможностях
Вводное анкетирование. Беседа

Тестирование.
Деловая игра «Самопрезентация».
Беседа. Тестирование.
Деловая игра «Проявления
темперамента в профессиональной
деятельности»

4

Определение
темперамента.

5

Чувства и эмоции

6

Что такое стресс

7

Восприятие и мышление. Беседа.
Практическая работа
Методика «Тип мышления»
(Г.В.Резапкина)

8

Память

Беседа. Тренинг.
Письменная работа «Опросник
агрессивности»
Дискуссия. Разбор ситуаций.
Диагностика

ЦЭР (ЭОР)

http://metodkabi.net.ru/index.
php?id=21&ysclid=lnhawj73
6d150285395

9

Внимание

10

Обобщающий урок по
теме «Что я знаю о своих
возможностях».

11

12

13

Многообразие мира
профессий Анализ
профессий
Востребованные
профессии на рынке
труда.
Профессиональный тип
личности.

14

Профессиональная
готовность. ОПГ

15

Требования к
профессиональной
деятельности
Здоровье и выбор
профессии.

16

Беседа. Практическая работа
«Выявление особенностей памяти и
внимания»
Просмотр видео ролика «Как
ускорить работу мозга»
Самостоятельная работа
«Что я знаю о профессиях»
Сообщения обучающихся.

Самостоятельная работа. Поиск
информации в интернете
Диагностика. Определение
профессионального типа личности.
Дж. Холланда
«Опросник профессиональной
готовности»
Л.Н. Кабардовой
Беседа. Дискуссия.
Беседа. Обсуждение заданных
ситуаций.

17

«Что ты знаешь о еде»

18

«Дом, в котором хочется Просмотр видео урока.
жить»
Профессии строительной сферы.
Дискуссия

19

«Нереальная реальность» Просмотр видео урока. Профессии
новейших технологий. Дискуссия
«Спасти жизнь человека» Просмотр видео урока.
Медицинские профессии.
Дискуссия

20

21

22

23

Обобщающий урок по
теме «Что я знаю о
профессиях»

http://metodkabi.net.ru/index.
php?id=21&ysclid=lnhawj73
6d150285395

Просмотр видео урока. Профессии
сельского хозяйства. Дискуссия

Самостоятельная работа

Способности и профессиональная пригодность
Способности общие и
Беседа. Обсуждение заданных
http://metodkabi.net.ru/index.
специальные.
ситуаций.
php?id=21&ysclid=lnhawj73
Способности к
6d150285395
практическим видам
деятельности.
Интересы и склонности Составление и заполнение карты
интересов.
Письменный опрос (А.Климов)
Исследовательская деятельность

24

25

26

27

28

29
30
31
32

33
34

№ n/n

Интеллектуальные
Тестирование «Интеллектуальный
способности.
потенциал». Практическая работа.
Эстетические
Выполнение логических заданий.
способности
Способности к
Беседа. Обсуждение
заданных
профессиям социального ситуаций.
типа.
Способность к
Диагностика.
предпринимательской
Обсуждение заданных ситуаций.
деятельности
Степени
Беседа. Обсуждение заданных
профессиональной
ситуаций.
пригодности
Обобщающий урок по
Самостоятельная работа
теме «Способности и
профессиональная
пригодность»
Планирование профессиональной карьеры
Мотивы и потребности. Практическая
работа.
Анкета http://metodkabi.net.ru/index.ph
p?id=21&ysclid=lnhawj736d15
мотивов выбора профессии
Ошибки при выборе
Беседа. Обсуждение заданных 0285395
профессии
ситуаций.
Пути получения
Самостоятельная работа. Поиск
профессии
информации в интернете.
Учреждения
Самостоятельная работа. Поиск
профессионального
информации в интернете.
образования.
Мини-проект «Моя
Проектная деятельность
будущая профессия»
Мини –проект «Моя
Урок-конференция.
будущая профессия»
Календарно -тематическое планирование
Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11
12
13
14
15
16

1
1
1
1
1
1

Наименование тем
Раздел I. «Что я знаю о своих возможностях»
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.
Самооценка, самопрезентация и уровень притязаний.
Темперамент и профессия.
Определение типа темперамента
Чувства и эмоции. Истоки негативных эмоций.
Что такое стресс.
Восприятие и мышление
Память.
Внимание
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».
Раздел II. «Что я знаю о профессиях»
Многообразие мира профессий. Анализ профессий.
Востребованные профессии на рынке труда.
Профессиональный тип личности.
Профессиональная готовность. ОПГ
Требования к профессиональной деятельности
Здоровье и выбор профессии.

17
18
19

1
1
1

«Что ты знаешь о еде».
«Дом, в котором хочется жить».
«Нереальная реальность»

20
21

1
1

22

1

23
24
25

1
1
1

26
27
28

1
1
1

29
30
31
32

1
1
1
1

33
34

1
1

«Спасти жизнь человека»
Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях»
Раздел III. Способности и профессиональная пригодность
Способности общие и специальные. Способности к практическим видам
деятельности.
Интересы и склонности
Способности к интеллектуальным видам деятельности. Эстетические способности
Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам
деятельности.
Способность к предпринимательской деятельности
Уровни профессиональной пригодности
Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность»
Раздел IV. Планирование профессиональной карьеры
Мотивы и потребности.
Ошибки при выборе профессии.
Пути получения профессии.
Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные
стандарты.
«Моя будущая профессия»
Урок-конференция, защита проектов «Моя будущая профессия»


Наверх

Тест

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».