РП Читательск грамотность

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
основное общее образование
Читательская грамотность
6 класс

Планируемые результаты
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты :
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной
литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

2.Содержание курса внеурочной деятельности.
Наименован
ие раздела

Предметное содержание

Формы реализации воспитательного
потенциала

Понятие
тексте.

о Текст как явление употребления языка. Значение Побуждать обучающихся соблюдать на
слова текст. Лингвистический подход к тексту. уроке общепринятые нормы поведения,
Текст как результат употребления языка. правила
общения
со
старшими
Определение
текста.
Признаки
текста: (педагогическими
работниками)
и
выраженность,
отграниченность,
связность,
сверстниками (обучающимися), принципы
цельность, упорядоченность или структурность,
учебной дисциплины и самоорганизации.
лингвистическая организованность. Текст как
основная единица общения. Композиция текста. Формы: беседа, интерактивная игра,
Тема
и
содержание.
Восстановление творческие задания, работа с текстом.
информационного содержания текста. Тема и
идея текста. Смысловой анализ текста.

Формы
и
качества
словесного
выражения.

Возможности словесного выражения темы. Использование
воспитательных
Понятие форм словесного выражения.
возможностей
содержания
учебного
Выражения устные и письменные. Выражения предмета
для
формирования
у
диалогические
и
монологические. обучающихся российских традиционных
Взаимодействие форм словесного выражения.
духовно-нравственных и социокультурных
Функциональные стили. Начало и конец текста
ценностей через подбор соответствующих
(рамка текста). Ключевые (опорные) слова.
текстов для чтения, проблемных ситуаций
Функциональнные
стили.
Синтаксис
текста
(связность). для обсуждения в классе  Инициирование
Предложение в составе текста. Типы речи. обсуждений, высказываний своего мнения,
Повествование. Языковые средства выражения выработки своего личностного отношения к
повествования. Описание. Языковые средства изучаемым
лицам,
произведениям
выражения описания. Рассуждение. Языковые художественной литературы и искусства.
средства выражения рассуждения. Понятие о типе Формы: беседа, интерактивная игра,
речи как способе изложения. Понятие о типе речи
творческие задания, работа с текстом
как доминирующей логической структуре:
утверждение,
отрицание,
доказательство,
опровержение. Создание текста по структурной
модели.

Стилистиче
ские
возможност
и языковых
средств.

Многозначность слова. Слова однозначные и Использование
воспитательных
многозначные. Прямые и переносные значения. возможностей
содержания
учебного
Типы
переносных
значений.
Метафоры, предмета
для
формирования
у
метонимия, синекдоха. Роль
обучающихся российских традиционных
многозначности в языке. Омонимы. Лексические духовно-нравственных и социокультурных
омонимы. Омонимы в каламбурах, шутках, ценностей через подбор соответствующих
загадках, поговорках, пословицах. Паронимы.
текстов для чтения, проблемных ситуаций
Суффиксы и приставки, которые служат для
для обсуждения в классе.
различения
смысла
данных
паронимов.
Формы: беседа, интерактивная игра,
Исправление ошибок в употреблении паронимов.
творческие задания, работа с текстом
Парономазия. Синонимы. Синонимический ряд.
Антонимы. Словари синонимов. Словари
антонимов.
Оксюморон.
Фразеология
и
фразеологизмы. Использование фразеологизмов в
художественной
речи.
Фразеологические
словари.
Эпитет. Сравнение. Аллегория. Тропы: метафора, Включение в урок игровых процедур,
метонимия, синекдоха. Фигуры: анафора, которые помогают поддержать мотивацию
антитеза, градация, оксюморон, риторический обучающихся к
получению
знаний,
вопрос,
риторическое
восклицание. налаживанию позитивных межличностных
Стилистические фигуры, нахождение в текстахотношений
в
классе,
помогают
образцах стилистических фигур, выявление их
установлению
доброжелательной
роли. Стилистические ресурсы грамматики.

Средства
художестве
нной
выразительн
ости.

Имена
существительные.
Выразительные атмосферы во время урока.
возможности грамматических форм. Категория Формы: беседа, интерактивная игра,
рода
в
отношении
к
полу
лица
и творческие задания, работа с текстом
соотносительности падежных форм. Имена
прилагательные. Полные и краткие формы
качественных прилагательных. Притяжательные
прилагательные. Формы сравнительной степени.
Глаголы. «Глагольный» характер разговорного
стиля и стиля художественной литературы.
Формы наклонений.
Видоизмене
ния
авторского
повествован
ия.

Перифраза. Средства словесного выражения Установление доверительных отношений
сатиры и юмора. Создание юмористического между педагогическим работником и его
текста.
обучающимся,
способствующих
позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагогического
работника, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации
их
познавательной
деятельности.
Формы: беседа, интерактивная игра,
творческие задания, работа с текстом

Лингвостил
истический
анализ
текста.

Различные толкования структуры текста. Система Инициирование
и
поддержка
текста.
Система
категорий,
образующих исследовательской
деятельности
структуру
текста.
Предмет школьников в форме включения в урок
лингвостилистического анализа текста. Пути и
различных исследовательских заданий, что
приёмы лингвостилистического анализа текста.
возможность
обучающимся
Лингвостилистический анализ текста научного дает
приобрести
навыки
самостоятельного
или
научно–популярного
стиля
речи.
теоретической
проблемы,
Лингвостилистический
анализ
текста решения
публицистического
стиля
речи. генерирования и оформления собственных
Лингвостилистический
анализ
текста гипотез, уважительного отношения к
художественного стиля. Основная функция чужим идеям, публичного выступления,
художественной литературы-воздействие через
аргументирования и отстаивания своей
художественный образ.
точки зрения. Установление уважительных,
доверительных, неформальных отношений
между учителем и учениками, создание на
уроках эмоционально-комфортной среды.
Формы: беседа, интерактивная игра,
творческие задания, работа с текстом

Тематическое планирование
№п
/п

Наименование
разделов и тем
программы.

Кол-во
часов

Форма занятий

ЦОР

1

Понятие о тексте

6

Урок диалог

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsion
nye-materialya/ЧГ_6_
Портал Российской электронной школы
РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
http://lib.ru
http://www.slovari.ru

2

Формы и качества
словесного выражения

7

Урок-практикум

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsion
nye-materialya/ЧГ_6_
Портал Российской электронной школы
РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
http://lib.ru
http://www.slovari.ru

3

Стилистические
возможности языковых
средств

4

Урок-практикум

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsion
nye-materialya/ЧГ_6
Портал Российской электронной школы
РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
http://lib.ru
http://www.slovari.ru

4

Средства
художественной
выразительности

8

Урок-игра

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsion
nye-materialya/ЧГ_6
Портал Российской электронной школы
РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
http://lib.ru
http://www.slovari.ru

5

Видоизменения
авторского
повествования

2

Урок-диалог

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsion
nye-materialya/ЧГ_6
Портал Российской электронной школы
РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
http://lib.ru
http://www.slovari.ru

6

Лингвостилистический
анализ текста

7

Урок-практикум

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsion
nye-materialya/ЧГ_6_
Портал Российской электронной школы
РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)
http://lib.ru
http://www.slovari.ru

итого

34


Наверх

Тест

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».