Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь» 1-4 классы Планируемые результаты Предметные. Ученик получит возможность научиться: - Ставит вопросы; - Выдвигать гипотезы; - Давать определения понятиям; - Классифицировать; - Наблюдать; - Проводить эксперименты; - Делать умозаключения и выводы; - Структурировать материал; - Готовить тексты собственных докладов; - Объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: - Рефлексировать; - Целеполагать; - Планировать; - Моделировать; - Проявлять инициативу при поиске способа решения задач; - Вступать в коммуникацию. Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; - интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; - способность к самооценке на основе критериев успешности проектноисследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности; - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Метапредметные. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - -адекватно воспринимать оценку своей работы; - -различать способ и результат действия; - -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - -проявлять познавательную инициативу; - -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. в Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной формах; - ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; - владеть основами смыслового чтения текста; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; - оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; - использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Содержание учебного предмета в 1 – 4 классах № Наименование раздела Предметное содержание 1 Узнаём 2 Исследуем 3 Творим Совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д. Формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску. Здесь дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» Формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить Форма реализации воспитательного потенциала Воспитывать позитивное отношение к базовым ценностям, в т.ч. к образованию и самообразованию. Воспитывать принятие различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной. Воспитывать умение корректно высказываться, контролировать свои действия, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии. 4 Представляем самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты. Формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению. Адекватно воспринимать оценку своей работы. Тематическое планирование 1 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1 класс Тема Что такое проект. Как выбрать тему проекта. Цель и задачи проекта. Гипотеза проекта. Поиск информации. Наблюдение – доступный способ добычи информации. Эксперимент. Продукт проектной деятельности. Подготовка к защите проекта. Защита работ. Итого: № Тема 1. 2. Что такое проект. Как выбрать тему проекта. 3. Цель и задачи проекта. Гипотеза проекта. 3 Поиск информации. Наблюдение – доступный способ добычи информации. Эксперимент. Продукт проектной деятельности. Подготовка к защите проекта. Защита работ. 3 2 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Кол-во часов 4 8 Форма занятия Количество часов 4 8 3 3 3 2 2 3 3 2 33 ЦОР (ЭОР) Игры, кроссворды, http://resh.edu.ru/ презентации, http://www.schoolконкурсы collection.edu.ru исследовательской деятельности. 3 http://www.nachalka.com ttp://www.it-n.ru 2 3 3 2 2 класс № Тема Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы твоего проекта. Знакомство с понятиями формулировка и актуальность. Выбор помощников в работе над проектом. Постановка цели и решение задач проекта. Обработка и отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Программа MPP-Microsoft Power Point. Совмещение текста выступления с показом презентации. Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. Итого: Тема Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы твоего проекта. Знакомство с понятиями формулировка и актуальность. Выбор помощников в работе над проектом. Постановка цели и решение задач проекта. Обработка и отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Программа MPPMicrosoft Power Point. Совмещение текста выступления с показом презентации. Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. 1 1 1 5 1 3 5 3 2 2 10 34 Кол-во Форма занятия ЦОР (ЭОР) часов 1 Игры, кроссворды, http://resh.edu.ru/ презентации, http://www.schoolконкурсы collection.edu.ru 1 исследовательской деятельности. 1 5 http://www.nachalka.co m ttp://www.it-n.ru 1 3 5 3 2 2 10 3 класс № Раздел Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 Выбор темы исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Цель и задачи проекта. Требования к составлению паспорта и анкет для проекта. Анкетирование. Памятки. Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Изучение и освоение возможностей программы МРР. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Итоговые занятия. Итого: № Тема 1. Выбор темы исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Цель и задачи проекта. Требования к составлению паспорта и анкет для проекта. Анкетирование. Памятки. Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Изучение и освоение возможностей программы МРР. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Итоговые занятия. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Кол-во часов 3 Форма занятия 3 1 3 3 17 2 2 3 34 ЦОР (ЭОР) Игры, кроссворды, http://resh.edu.ru/ презентации, http://www.schoolконкурсы collection.edu.ru исследовательской деятельности. 1 3 3 17 2 2 3 http://www.nachalka.com ttp://www.it-n.ru 4 класс № 1 2 3 4 5 6 7 Тема Виды проектов. Вид презентации проекта в рамках научной конференции. Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над проектом. Критерии итогового оценивания проектной деятельности. Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей. Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Итого: № Тема 1. 2. Виды проектов. Вид презентации проекта в рамках научной конференции. Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы при работе над проектом. 3. 4. 5. 6. 7. Кол-во часов 16 3 5 Критерии итогового оценивания проектной деятельности. Программа МРР. Формирование умения работать с таблицей. Программа Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. 1 Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. 2 6 1 Форма занятия Количество часов 16 3 5 1 6 1 2 34 ЦОР (ЭОР) Игры, кроссворды, http://resh.edu.ru/ презентации, http://www.schoolконкурсы collection.edu.ru исследовательской деятельности. http://www.nachalka.com ttp://www.it-n.ru