Рабочая программа элективного курса
для учащихся 11 класса
«Подготовка к ЕГЭ по химии»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты обучения:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 3)
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
5) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
6) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества;
7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов, а также отношение к профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты обучения:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
- ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
техники безопасности, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
освоения
программы
ориентированы
на
обеспечение
преимущественно
общеобразовательной и общекультурной подготовки. Они должны обеспечивать
возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной
деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 час)
Структура экзаменационной работы. Распределение заданий по разделам,
содержанию и видам умений и уровню сложности. Знакомство учащихся с условиями
проведения экзамена, с системой оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Теоретические основы химии (7 часов)
Современные представления о строении атома. Изотопы. Строение электронных
оболочек атомов элементов I – IV периодов. Атомные орбитали, их виды; s-, p- d-элементы.
Электронные конфигурации атомов. Основное и возбужденное состояние атомов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
Виды химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная,
металлическая, водородная. Способы образования ковалентной связи. Характеристики
ковалентной связи (полярность, энергия связи).
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки.
Зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Химическая реакция. Классификация химических реакций в неорганической и
органической химии. Тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения.
Скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов (природа
реагирующих веществ, концентрация, температура, площадь соприкосновения реагирующих
веществ, катализатор). Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое
равновесие и условия его смещения. Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Слабые и сильные
электролиты. Реакции ионного обмена. Гидролиз. Типы гидролиза солей. Среда водных
растворов: кислая, нейтральная, щелочная.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз расплавов и растворов солей
и щелочей.
Неорганическая химия (7 часов)
Классификация и номенклатура неорганических веществ (тривиальная и
международная). Металлы. Характерные химические свойства простых веществ – металлов:
щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома,
железа. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Общие способы получения металлов.
Характерные физические и химические свойства оксидов металлов и соответствующих им
гидроксидов.
Неметаллы. Характерные химические свойства простых веществ - неметаллов.
Водородные соединения неметаллов. Характерные химические свойства оксидов неметаллов
и соответствующих им гидроксидов.
Взаимосвязь между классами неорганических веществ.
Решение задач (2 ч)
Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе». Расчеты
объёмных отношений газов при химических реакциях. Расчёты по термохимическим
уравнениям. Задачи на смеси веществ. Нахождение массовой доли одного из продуктов
реакции в растворе по уравнению материального баланса. Нахождение массы или массовой
доли одного из исходных веществ по уравнению материального баланса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Раздел
Тема урока
1
Введение (1 ч)
Структура
экзаменационной
работы.
Знакомство
с
условиями проведения
экзамена, с системой оценивания отдельных
заданий и работы в целом.
2
Теоретические
основы химии
(7 ч)
Современные
атома.
представления
о
Количество
часов
1
строении
1
Периодический закон и периодическая
система
химических элементов Д.И.
Менделеева.
Виды химической связи.
3
Электроотрицательность.
Степень
окисления
и
валентность химических
элементов.
Вещества
молекулярного
и
немолекулярного
строения.
Тип
кристаллической
решетки.
Зависимость
свойств веществ от их состава и строения.
4
1
1
Классификация химических реакций в
неорганической
и органической химии.
Тепловой эффект химических реакций.
Скорость химической реакции. Факторы,
влияющие на скорость химических реакций.
5
Химическое
Шателье.
Ле
Гидролиз.
Окислительно-восстановительные реакции.
7
8
10
Принцип
Электролитическая диссоциация электролитов
в водных растворах.
Реакции ионного обмена.
6
9
равновесие.
Неорганическая
химия (7 ч)
1
1
1
Составление
восстановительных реакций.
Электролиз.
окислительно-
Классификация
и
неорганических веществ.
номенклатура
1
Характерные химические свойства простых
веществ – металлов.
Химические свойства металлов.
1
1
Общие способы получения металлов.
11
Коррозия металлов.
1
12
Характерные химические свойства оксидов
металлов.
Химические свойства гидроксидов металлов.
1
13
Характерные химические свойства простых
веществ – неметаллов.
Водородные соединения неметаллов.
1
14
Характерные химические свойства оксидов
неметаллов.
Характерные
химические
свойства
гидроксидов неметаллов.
1
15
Взаимосвязь между классами неорганических
веществ.
Взаимосвязь между классами неорганических
веществ.
1
16
Решение
(2 ч)
17
Всего:
задач Расчеты с использованием понятия «массовая
доля вещества в растворе».
Расчеты объёмных отношений газов при
химических реакциях.
Расчёты по термохимическим уравнениям.
1
Задачи на смеси веществ.
Нахождение массовой доли одного из
продуктов реакции в растворе по уравнению
материального баланса.
Нахождение массы или массовой доли одного
из исходных веществ по уравнению
материального баланса.
1
17 часов