Рабочая программа
элективного курса
«Общая биология»
Планируемые результаты
Личностные УУД
-обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и
ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает
деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том,
«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания
усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе
социальных и личностных ценностей. Регулятивные УУД обеспечивают организацию
учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных
характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в
случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому
усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия
постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение
необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств; структурирование знаний;
форме;
условий;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу
общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область. Логические универсальные действия: анализ;
синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под
понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение
логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других
людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей,
функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами
речи.
Содержание программы
Введение (1 час)
Место курса «Обшая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Методы
исследования в биологии.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живоц
материи. Цели и задачи курса. Демонстрация портретов учёных – биологов, схемы «Связь
биологии с другими науками».
1. Основы цитологии (7 часов )
Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в
жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые
кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов
жизнедеятельности. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки.
Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический
состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и
бактериофаги. Вирус СПИДа. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы
энергетического обмена. Отли- чительные особенности клеточного дыхания. Способы
получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы,
космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере. Биосинтез белков.
Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код . Матричный
принцип биосинтеза белков. Образование иРНК по матрице ДНК. Регуляция био- синтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов,
иллюстрирующих процесс фотосинтеза; моделей РНК и ДНК, различных молекул и
вирусных частиц; схемы путей метаболизма в клетке; модели – аппликации «Синтез белка».
Лабораторные работы №1. Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и
прокариотических (бактериальных) клеток.
2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (2 часа)
Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого
размножения и роста ммногоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.
Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение.
Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение.
Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение
оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения,
эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей
позвоночных животных; схем митоза и мейоза.
3. Основы генетики (4 часа)
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.
Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное
скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное
доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные
аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон
независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических
законов наследования. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых
хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков сцеплённых с
полом. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое
наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов.
Генетические карты хромосом. Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и
цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование,
неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных
(комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные,
хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные
и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная
роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов
и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение
комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в
развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности
модификационной изменчивости. Управление доминированием. Демонстрация моделей –
аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрёст хромосом; результатов
опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных
материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений. Практическая работа
Решение генетических задач.
4. Генетика человека (3 часа) Методы изучения наследственности человека. Генетическое
разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих
расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья.
Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и
здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального
наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии.
Генетический прогноз и медико – генетическое консультирование, их практическое
значение, задачи и перспективы. Демонстрация хромосомных аномалий человека и их
фенотипические проявления.
Тематическое планирование:
Введение 1- час
1. Основы цитологии - 7 часов
2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов -2 часа
3. Основы генетики - 4 часа
4. Генетика человека - 3 часа
Итого: 17 часов