Письмо Минпросвещения России от 11.04.2025 № 07-1660
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
ПИСЬМО
от 11 апреля 2025 года № 07-1660
О методических рекомендациях
Направляем для использования в
работе методические рекомендации по организации деятельности служб медиации и
примирения (далее - методические рекомендации), подготовленные по заказу
Минпросвещения России федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр
защиты прав и интересов детей».
Методические рекомендации
адресованы руководителям и педагогическим работникам общеобразовательных
организаций и направлены на формирование единого подхода к организации
деятельности служб медиации и примирения в общеобразовательных организациях.
Просим обеспечить направление
методических рекомендаций в общеобразовательные организации субъекта Российской
Федерации и внедрение их в деятельность при организации работы служб примирения
и медиации, в том числе по профилактике агрессивного, деструктивного поведения
несовершеннолетних.
Исполняющая
обязанности
директора департамента
Ю.М. Сачко
Методические
рекомендации
по
организации деятельности служб медиации и примирения
Введение
Детство является важным этапом
развития человека и подготовки его к полноценной жизни в обществе. Ресурсная
образовательная среда определяется системой условий для успешного обучения,
становления личности и защиты детей от факторов, негативно влияющих на их
физическое, психологическое и духовное развитие.
Утвержденная Указом Президента
Российской Федерации от 17 мая 2023 г. № 358
Среди основных задач в сфере
профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них,
Стратегией безопасности определяются следующие: реализация восстановительных
технологий при работе с детьми (в том числе совершившими общественно опасные
деяния, но не достигшими возраста, с которого наступает уголовная
ответственность), включая развитие служб медиации (примирения) в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность; профилактика агрессивного
поведения детей и их травли.
Восстановительные и медиативные
технологии успешно встраиваются в систему воспитания, психолого-педагогического
сопровождения и профилактической работы в системе образования, содействуя
мирному урегулированию конфликтов среди участников образовательных отношений и
предотвращению деструктивного сценария их развития и направлена на формирование
целостной жизнестойкой личности ребенка.
В настоящее время в субъектах Российской
Федерации наблюдается тенденция к интеграции данных моделей как на уровне целей
и задач, так и на уровне методов работы: специалисты служб и примирения, и
медиации активно осваивают как чисто медиативные, так и восстановительные
технологии. Актуальной стала задача планомерного и системного развития служб
медиации и примирения на основе объединения восстановительного и медиативного
подходов. Объединение методов, принципов и подходов обеих моделей дает больше
возможностей участникам образовательных отношений в создании благоприятных
условий для обучения и развития личности обучающихся.
Методические рекомендации по
организации деятельности служб медиации и примирения разработаны во исполнение
Применение настоящих методических
рекомендаций будет способствовать развитию школьных служб медиации и примирения
в субъектах Российской Федерации (
Они направлены на формирование
единого подхода к организации деятельности в общеобразовательных организациях,
а также на содействие развитию служб медиации и примирения в
общеобразовательных организациях, повышению эффективности работы
общеобразовательных организаций по профилактике деструктивного поведения
обучающихся и последствий конфликтов и ситуаций с причинением вреда (в том
числе травли) в образовательной среде.
Настоящие методические
рекомендации адресованы руководителям и педагогическим работникам
общеобразовательных организаций и могут быть использованы при организации
службы медиации и примирения в общеобразовательных организациях.
I. Основные понятия,
используемые при организации деятельности служб медиации и примирения
Под службой медиации и примирения
(далее - Служба) понимается объединение, созданное в общеобразовательной
организации и включающее в состав педагогических работников, прошедших
необходимую подготовку и обучение основам восстановительного подхода и медиативного
метода, а также предполагающее участие обучающихся и их родителей (законных
представителей) для оказания содействия в предотвращении и разрешении
конфликтных ситуаций в образовательной среде.
В общеобразовательных
организациях допустимо использование наименований Службы:
служба медиации; служба
примирения;
служба медиации и примирения;
служба медиации (примирения);
школьная служба медиации (далее -
ШСМ);
школьная служба примирения (далее
- ШСП).
ШСП - форма организации работы на
основе восстановительного подхода;
ШСМ - форма организации работы на
основе медиативного подхода.
В службах медиации акцент
делается на медиативный метод урегулирования споров и конфликтов, освоение
всеми участниками образовательного процесса способов конструктивной
коммуникации. В службах примирения ситуации разрешаются за счет реализации
ценностных принципов восстановительного подхода: восстановление отношений,
заглаживание причиненного вреда, участие значимых членов сообщества. И службы
примирения, и службы медиации вносят вклад в создание условий безопасного
образовательного пространства.
Медиативные и восстановительные
практики в настоящих методических рекомендациях не рассматриваются в качестве
психологических, педагогических, юридических или правозащитных и могут
применяться в следующих ситуациях:
конфликтная ситуация, возникшая
между участниками образовательных отношений, в том числе ситуация травли
(буллинга и моббинга);
совместная деятельность
участников образовательных отношений, требующая согласования действий и
решений;
сложная / проблемная коммуникация
в классе / группе;
ситуации с причинением вреда, в
том числе квалифицируемые как общественно опасные деяния несовершеннолетних;
конфликты между
несовершеннолетними и их родителями (законными представителями), негативно
влияющие на образовательный процесс.
В настоящих методических
рекомендациях используется следующая терминология:
восстановительное правосудие -
новый подход к отправлению правосудия и пониманию справедливости, направленный
прежде всего не на клеймение, наказание и изоляцию виновного от общества, а на
осознание и заглаживание обидчиком причиненного жертве материального,
эмоционально-психологического (морального) и иного вреда, исцеление жертвы в
ходе восстановительного процесса, прекращение вражды и восстановление
разрушенных отношений в сообществе, участие значимых людей в интеграции в
общество правонарушителя и пострадавшего, причем участники ситуации сами
являются субъектами ее исправления / решения;
восстановительный подход -
использование в практической, профилактической деятельности и воспитательной
работе участников образовательного процесса, в том числе при урегулировании
конфликтов и после совершения правонарушений, умений и практик, направленных на
всестороннее восстановление отношений, доверия, заглаживание материального и
морального вреда и создание условий для реализации принципов восстановленного
правосудия;
восстановительные программы -
формы реализации восстановительного подхода, имеющие свою технологию и
процедуру для работы с конфликтами, сложными школьными, семейными ситуациями и
правонарушениями;
медиация - способ разрешения
споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого
решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора;
восстановительная медиация - это процесс, в котором медиатор создает условия для
восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о
приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании
причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных
ситуаций;
медиативный подход - подход,
основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного
осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного
разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации
как полноценной процедуры;
конфликт - трудноразрешимое
противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными
переживаниями, часто с потерей способности к пониманию своей ситуации и
ситуации оппонента, а также потерей способности договариваться. Буквально слово
«конфликт» означает «столкновение». Конфликты, как правило, возникают между
людьми в связи с решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности, а также в
условиях противоречий. Однако не всякое противоречие приводит к конфликтам. Это
случается тогда, когда оно затрагивает интересы людей, социальный статус
личности или группы, престиж, моральное достоинство.
II. Цель, задачи и
принципы организации деятельности служб медиации и примирения в
общеобразовательных организациях
В целях реализации
восстановительных технологий при работе с детьми (в том числе совершившими
общественно опасные деяния, но не достигшими возраста, с которого наступает
уголовная ответственность) в общеобразовательных организациях рекомендуется
создать Службу, объединяющую различных участников образовательных отношений
(обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, педагогических работников) для оказания содействия в рамках
восстановительного и медиативного подходов в предотвращении и разрешении
конфликтных ситуаций, в профилактической работе и мероприятиях, направленных на
работу с последствиями конфликтов, с проявлениями агрессивного и деструктивного
поведения детей и их травли.
Службы помогают участникам
образовательных отношений в конфликтной / проблемной ситуации укрепить
сотрудничество и ответственную позицию, вместе найти взаимоприемлемое решение и
согласованно его реализовать.
Цель создания Службы в
общеобразовательной организации: содействие в формировании благополучного,
гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и
социализации детей и подростков, способствующего формированию правильных
установок на преодоление конфликтных и кризисных ситуаций в том числе при
возникновении трудных жизненных ситуаций, социально опасного положения, включая
вступление их в конфликт с законом, на основе принципов восстановительного
правосудия и медиативных технологий.
Задачи:
создание безопасной и
доброжелательной среды в общеобразовательной организации;
укрепление ценностей
сотрудничества и взаимопонимания у участников образовательных отношений;
освоение участниками
образовательных отношений недирективных и уважительных способов взаимодействия
из ответственной позиции;
снижение риска правонарушений и
общественно опасных деяний несовершеннолетних;
урегулирование конфликтов между
участниками образовательных отношений;
конструктивный воспитательный
ответ на правонарушения и содействие заглаживанию обидчиком причиненного жертве
вреда при совершении общественно опасных деяний несовершеннолетними;
снижение ориентированных на
административное воздействие и наказание реакций на конфликты, нарушения
дисциплины и правонарушения несовершеннолетних;
приоритетное использование
медиативного и восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных
ситуаций;
снижение деструктивного влияния
возникающих конфликтов между участниками образовательных отношений;
повышение уровня социальной и
конфликтной компетентности всех участников образовательных отношений;
информационно-просветительская
деятельность с участниками образовательных отношений;
координация усилий родителей
(законных представителей), близких родственников и иных лиц и
общеобразовательной организации с целью предотвращения неблагополучных
сценариев развития жизни обучающегося.
При интеграции медиативного и
восстановительного подходов в работу общеобразовательных организаций важно
учитывать основные принципы:
добровольное информированное
согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в его разрешении при
содействии медиатора / ведущего восстановительных программ. Допускается
направление участников ситуации на предварительную встречу, но итоговое решение
об участии в общей встрече они принимают добровольно;
конфиденциальность сведений,
полученных на встречах с медиатором / ведущим восстановительных программ и
(или) обучающимся (юным медиатором / волонтером Службы), поэтому
договоренности, решения и то, на что они дали свое согласие (договор,
соглашение, план действий по решению конфликта и иные договоренности),
достигнутые сторонами конфликта на этих встречах, могут быть раскрыты третьим
лицам только по согласованию со сторонами конфликта, за исключением информации
о готовящемся правонарушении, либо представляющей угрозу безопасности и
здоровью несовершеннолетних. В случае обращения в Службу иных лиц (не
участников конфликта) копия итогового соглашения, достигнутого сторонами
конфликта / участниками ситуации может быть им передана по согласованию со
сторонами конфликта;
нейтральное (равноудаленное)
отношение медиатора / ведущего восстановительных программ ко всем участникам
конфликта. Медиатор / ведущий восстановительных программ не может советовать
сторонам принимать то или иное решение по существу конфликта, он не является
защитником, советчиком или обвинителем для какой-либо из сторон, не выносит решения
и в равной степени поддерживает действия участников, направленные на
урегулирование ситуации. В случае понимания медиатором / ведущим
восстановительных программ невозможности сохранения нейтральности из-за
личностных взаимоотношений с кем-либо из участников они должны отказаться от
продолжения встречи или передать ее другому медиатору / ведущему
восстановительных программ;
равноправное участие сторон
конфликта в его разрешении, предоставление равных возможностей высказываться и
быть выслушанным, предлагать темы для обсуждения и вносить предложения по
решению конфликта / проблемной ситуации. Участники в равной степени
ответственны за исполнение принятых ими совместно на взаимоприемлемых условиях
решений по конфликту / проблемной ситуации;
открытость медиатора / ведущего
восстановительных программ и информированность сторон о сути программы или
встречи, ее процессе и возможных последствиях;
взаимное уважение и
сотрудничество, которые предполагают уважительный стиль общения, недопустимость
взаимных оценок и оскорблений на встречах всех участников встречи, включая
медиатора / ведущего восстановительных программ и (или) обучающегося (юного
медиатора / волонтера службы примирения);
ответственное отношение сторон к
принятию решения по урегулированию конфликта / проблемной ситуации, понимание
последствий принятого решения и его исполнения, а ведущего - за организацию
процесса и безопасность участников на встрече;
заглаживание вреда - при
причинении вреда, в том числе при совершении общественно опасных деяний, ответственность
обидчика состоит в его готовности услышать жертву, осознать причиненный жертве
вред и возместить его настолько, насколько возможно - собственными усилиями и
ресурсами, а при уже их нехватке - с помощью родителей и близких.
Независимость Служб подразумевает
самостоятельность Службы / медиатора / ведущего восстановительных программ в
выборе форм деятельности и организации процесса восстановительной практики.
Ведущие восстановительной программы / медиаторы не занимают чью-либо сторону, в
том числе сторону администрации общеобразовательной организации,
правоохранительных органов либо других организаций, и не работают в их
интересах, но опираются на принципы медиации, восстановительного подхода и в
равной степени поддерживают стороны и других участников.
Важным условием для создания
Службы должно стать принятие руководством общеобразовательной организации
следующих ценностей восстановительной и медиативной культуры:
использовать переговорные
практики приоритетно («всем мирно собраться и мирно решить»);
доверять процессу переговоров:
участники ситуации в первую очередь должны сами решать свои ситуации в ходе
открытой коммуникации между собой;
каждый человек может измениться в
ходе коммуникации, важно относиться без предубеждений;
важно уметь достигать своих
целей, не причиняя вреда окружающим; не поддерживать групповое давление,
исключение, отвержение и наказание для решения педагогических ситуаций.
Для создания условий участникам
образовательных отношений общеобразовательной организации необходимо умение
управлять коммуникацией из неэкспертной и понимающей позиции, помогающей
участникам самим рефлексировать произошедшее, самим найти новые решения, самим
распределить ответственность и вклад в разрешение ситуации.
III. Организационные
формы деятельности служб медиации и примирения в общеобразовательных
организациях
Для эффективного функционирования
Службы рекомендуется определить ее организационную форму, а также ее позиции
независимости в отношениях с администрацией общеобразовательной организации и
соотношения с принципами работы администрации общеобразовательной организации,
а также контролирующих органов.
Организация Службы возможна как:
1. направление деятельности -
компетентная реализация медиативного и восстановительного подходов
специалистами в рамках их профессиональной деятельности;
2. орган общеобразовательной
организации (по аналогии с комиссией по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений или советом профилактики);
3. часть структурного
подразделения общеобразовательной организации (например, структурный компонент
социально-психологической службы);
4. самостоятельное структурное
подразделение общеобразовательной организации.
В любом их этих вариантов Службу
рекомендуется документально оформить и иметь собственную постоянную практику
работы с конфликтными и иными проблемными социальными ситуациями в медиативном
и (или) восстановительном подходе.
Службы в своей деятельности
опираются на ценности и принципы медиации и восстановительного правосудия,
используют набор техник, инструментов и способов реагирования на конфликты и
общественно опасные деяния на концептуальной основе восстановительного и
медиативного подходов. В рамках медиативного и восстановительного подходов
конфликты и споры, возникающие в повседневном взаимодействии между участниками
образовательных отношений, а также сложные коммуникативные ситуации могут
разрешаться через восстановление способности людей самим сообща и ответственно
разрешать свои ситуации без наказания, отвержения, коммуникативного давления,
преимущественно силами сообщества, близких и уважаемых людей. Базовой единицей
реализации медиативного и восстановительного подходов является личная встреча
всех заинтересованных сторон для конструктивного решения проблемной ситуации,
на которой стороны конфликта сами находят взаимоприемлемое решение. Проведение
восстановительных и (или) медиативных программ для урегулирования конфликтов и
улучшения отношений является основной деятельностью службы медиации и
примирения образовательной организации.
Для анализа данной деятельности
членам Службы рекомендуется вести журнал обращений для фиксации конфликтных
случаев и результатов проведенной работы. При проведении медиации и (или)
восстановительной программы по факту совершения несовершеннолетним общественно
опасного деяния ведущему восстановительных программ /медиатору важно понимать
юридические последствия проведенной программы и информировать участников о
способах учета результатов данной работы в комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав, правоохранительных органах или суде.
Ниже представлены основные формы
работы с конфликтами и спорными ситуациями.
Ситуация |
Формы работы |
Конфликт между двумя обучающимися |
Медиация (беседа / процедура) Программа примирения |
Конфликт между обучающимся и сотрудником образовательной организации |
Медиация (беседа / процедура) Программа примирения |
Групповой конфликт между обучающимися (более двух участников) |
Медиация (беседа / процедура) Круг сообщества |
Многосторонний конфликт с участием большинства учеников класса, класс
поделился на враждующие группировки |
Круг сообщества |
Многосторонний конфликт с участием большинства учеников класса и большая
часть класса объединилась против одного (травля) |
Круг сообщества |
Конфликт между конкретными обучающимися, в том числе с участием их
родителей (законных представителей), например: обучающиеся и родители
(законные представители) изначально не хотят мириться, настроены жаловаться,
враждовать и так далее |
Медиация (беседа / процедура) Программа примирения |
Развитие класса как команды. Профилактика возможных конфликтов. Формирование
нового класса, слияние классов и т.п. |
Профилактическая восстановительная программа |
Конфликт между родителем и педагогом |
Медиация (беседа / процедура) |
Отсутствие партнерства школы и родителей |
Про филактическая восстановительная программа |
Конфликт на стадии эскалации с большим числом участников. В конфликт
включились группы родителей, администрация образовательной организации,
средства массовой информации, иногда уполномоченный по правам ребенка,
правоохранительные органы, органы, осуществляющие частые жалобы в инстанции,
обвинения (порой несоразмерные первоначальному конфликту) |
Школьно-родительский совет Восстановительная медиация между лично конфронтирующими участниками |
Конфликт в семье |
Медиация (беседа / процедура) |
Отсутствие взаимопонимания между родителями и ребёнком, ребенок совершает
правонарушения, систематически пропускает по неуважительным причинам занятия,
находится в социально опасном положении и пр. |
Семейный совет (семейная конференция) Медиация ребенок-родитель |
Совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, в том числе с
возбуждением уголовного дела либо рассмотрением ситуации на заседании
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Несовершеннолетний,
находящийся в трудной жизненной ситуации, в конфликте с законом |
Медиация (беседа / процедура) Семейный
совет (семейная конференция) Программа по заглаживанию вреда |
Конфликт между двумя педагогами |
Медиация (беседа / процедура) Программа примирения |
Групповой конфликт между педагогами (более двух участников) |
Медиация (беседа / процедура) Круг сообщества |
Напряженные отношения в педагогической команде (объединение разных
педагогических коллективов в единый комплекс, назначение нового руководителя
образовательной организации и т.п.) |
Круг сообщества |
Координатором
(куратором, руководителем) Службы может стать педагогический работник
общеобразовательной организации, который прошел обучение по программам
дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации и (или)
программы профессиональной переподготовки) по направлениям медиации и (или)
восстановительному подходу не менее 72 академических часов и организует работу
Службы.
Специалистом Службы (ведущим
восстановительных программ) может стать педагогический работник
общеобразовательной организации и родитель (законный представитель)
обучающегося. Для них рекомендуется обучение по программе повышения
квалификации по медиативному и (или) восстановительному подходу не менее 36
академических часов.
Деятельность Службы позволит
создать условия для повышения уровня социальной и психологической безопасности
и комфортности общеобразовательной среды. В результате продвижения
восстановительного и медиативного подходов в образовательном пространстве
должно быть сформировано сообщество ведущих восстановительных программ
(медиаторов), устойчиво развивающееся и активно участвующее в распространении
своего опыта.
Администрации общеобразовательной
организации рекомендуется поддерживать координатора (куратора / руководителя) и
специалистов активно и профессионально действующей Службы.