Буллинг-СТОП!

Приложение №30
Утверждено приказом директора № 242-Д от 21.08.2020

Коррекционная программа «Буллинг - СТОП!»
Пояснительная записка
В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение.
Именно в это время, усвоив определенные модели поведения, например
поведение «жертвы», подросток следует им всю последующую жизнь. Также
и агрессия может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.
Профилактика, направленная на профилактику, буллинга помогает
уменьшить масштабы этого явления и сократить количество вовлеченных в
него подростков — «агрессоров» и «жертв».
Буллинг — это запугивание, унижение, травля, физический или
психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем
самым поставить человека в подчиненное положение. Это длительный
процесс сознательного жестокого отношения со стороны одного или группы
детей к другому ребенку (другим детям). Такие действия не носят характер
самозащиты и не санкционированы нормативно-правовыми актами
государства. Насилие происходит преимущественно в организованных
коллективах с определенной личной целью (например, стремление заслужить
авторитет у окружающих).
Жертвой может стать любой ребенок. Но обычно выбирают того, кто
слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия
становятся дети, для которых характерны: физические недостатки,
особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки,
страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий
интеллект и трудности в обучении. Низкая самооценка может способствовать
в одном случае формированию роли жертвы, в другом — насильственному
поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем
интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного
насилия, так и насильником.
Последствия травли сверстниками могут быть самыми плачевными.
Ребенок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает
успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его
нелюдимым и замкнутым. Такие люди эмоционально неустойчивы, порой
психически нестабильны.
Анализируя результаты диагностики личностной тревожности,
самооценки детей и подростков, а также уровня развития коллективов и
результаты социометрических исследований, был сделан вывод о
необходимости проведения работы по усилению работы, направленной на
сплочение детского коллектива, выработку навыка конструктивного
реагирования в конфликте.
Направленность программы.

Коррекционная программа «Буллинг –СТОП!» определяет содержание и
основные пути профилактики буллинга в подростковой среде. Программа
представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс
мероприятий, направленных на своевременную диагностику и проведение
коррекционной работы.
Актуальность программы:
вопрос предупреждения ситуаций насилия в детской и подростковой
среде очень актуален, как во всем мире, так и в России. По данным
Организации объединенных наций насилию в коллективе сверстников
подвергается каждый десятый ребенок в мире, и этот показатель ежегодно
растет. В настоящее время буллинг начинает принимать новые формы, все
чаще травля происходит в интернете. Современным детям и подросткам,
являющимся «жертвами» буллинга сложнее избегать ситуаций травли, что
негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь
последствия во взрослой жизни. В связи с этим на образовательные детские
учреждения ложится большая ответственность за недопущение буллинга в
учреждении, для сохранения благоприятной среды, духовно-нравственное
развитие, охрану социального и психологического здоровья детей.
Новизна программы:
основной упор делается на формирование способности терпимо
относиться к особенностям окружающих. Дети обучаются способам выхода
из конфликтных ситуаций, умению сказать нет, рассказать о своей проблеме.
В работе с детьми большое внимание уделяется личному достоинству,
положительным качествам несовершеннолетних.
Объем и срок освоения программы:
программа рассчитана на 2 месяца обучения (12 занятий).
Основные формы и методы проведения занятий:
диагностические методики,
дискуссия,
мозговой штурм,
психологические игры и упражнения.
Цель и задачи программы
Цель: профилактика агрессивного поведения и проявления буллинга.
Задачи:

снижение агрессии и враждебных реакций подростков;

формирование навыка конструктивного реагирования в
конфликте;

содействие улучшению социального самочувствия;

оптимизация межличностных и межгрупповых отношений;

изменение представлений о самом себе и об отношениях с
окружающими;

устранение психотравмирующей и социально опасной
ситуации;

интеграция «отверженных» детей в коллективе.

Содержание программы
Программа включает в себя три этапа:
1. Диагностические мероприятия
«Социометрия» Дж. Морено;
«Определение психологического климата группы» Л.Н. Лутошкина;
«Изучение психологической атмосферы в группе» Ф. Фидлера;
«Индекс групповой сплоченности» С. Сишора;
«Буллинг» Методика Д. Олвуеса;
«Круги» Методика Н.Е. Щурковой;
«Опросник риска буллинга» А.А. Бочевара;
«Методика на выявление буллинг-структуры» Норкиной Е.Г;
«Руки» Тест Вагнера;
«Кактус» Проективный тест;
«Дерево с человечками»;
«Опросник уровня агрессивности» Басса-Дарки.
2. Коррекционная работа с несовершеннолетними
1. Вводное занятие «Буллинг. Жестокость в образовательной среде».
Цель: профилактика буллинга в образовательной среде. Знакомство с
понятием буллинг и демонстрация презентации с обсуждением. Диагностика
предрасположенности к агрессивному поведению. Подведение итогов
занятия.
2. Занятие с элементами тренинга «Учись быть добрым».
Цель: формировать навыки доброжелательного общения.
3. Психологический тренинг «Саморегуляция.
Цель: обучить навыки владения способами саморегуляции.
4. Ролевая игра. «Чем мы похожи друг на друга».
Цель: профилактика буллинга в школьной среде.
5. Кинолекторий «Чучело».
Цель: способствовать развитию эмоциональной чуткости, внутреннего
мира человека, формировать умения межличностного общения.
6. Промежуточный контроль: «Социометрия» Дж. Морено,
проективная методика «Дерево с человечками».
Цель: выявить психологический климат в коллективе, определить
эмоциональное состояние и положение в коллективе.
7. Деловая игра «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги».
Цель: способствовать развитию эмоциональной чуткости, внутреннего мира
человека, формировать умения межличностного общения.
8. Тренинговое занятие «Властелин эмоций»
Цель: расширение знаний подростков об эмоциях человека, обучение
навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.
9. Воспитательное занятие «Мы строим дом-дом без насилия».
Цель: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки
на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей,
опыта терпимости и уважения.

10. Занятие с элементами тренинга «Формирование навыков
доброжелательного общения».
Цель: формировать навыки доброжелательного общения.
11. Промежуточный контроль: «Индекс групповой сплоченности» С.
Сишора;
Цель: повторная диагностика взаимоотношений в группе сверстников.
12. Информационный час с элементами тренинга «Кибербуллинг или
опасное виртуальное пространство».
Цель: познакомить подростков с опасностями, которые подстерегают
их в Интернете и помочь избежать этих опасностей, профилактика
правонарушений в сети.
13. Игровая программа «В стране понимания».
Цель: формирование чувства общности у детей, воспитание
доброжелательного отношения друг к другу.
14. Диспут «Конфликты. Что делать, если вас унижают в школе».
Цели: познакомить детей с понятием «конфликт» и «конфликтная
ситуация», со способами предупреждения конфликтов; выработать
стратегию поведения.
15. Мозговой штурм «Можно ли эффективно противостоять буллингу».
Цель: формировать активную жизненную позицию у детей и
подростков по противодействию буллинга, основываясь на ранее полученные
знания.
16. Итоговый контроль. Диагностическая методика «Буллинг» Д.
Олвуеса.
Планируемые результаты реализации программы
1. Расширение конструктивных способов взаимодействия с
окружающими;
2. Равитие навыков самоконтроля;
3. Развитие эмпатии;
4. Повышение ответственности за свои действия;
5. Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в детском
коллективе.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимы:
1. Помещение для проведения занятий –учебный класс;
2.Оборудование учебных помещений:
-рабочие места по количеству обучающихся в соответствии с САНПиН:
столы, стулья;
-рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером с
установленным лицензионным программным обеспечением; музыкальный
центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов,
анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки,
карандаши, ножницы, клей, скотч);

3.Информационное обеспечение:
-рабочая программа,
-видеоролики,
-презентации,
-аудио материал.
Кадровое обеспечение
К работе по программе допускаются педагоги, имеющие
педагогическое образование, прошедшие инструктаж по охране жизни и
здоровья детей, имеющие медицинское заключение о допуске к работе с
детьми.
Педагог обязан знать основы детской психологии, возрастные
особенности несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет, владеть
методами и приемами, позволяющими реализовать задачи, поставленные в
данной программе.
Формы аттестации
Для оценки эффективности занятий по данной программе
используются:
1.
Первичная,
промежуточная
и
итоговая
диагностика
(индивидуальные и групповые формы работы с несовершеннолетними).
2. Мозговой штурм «Можно ли эффективно противостоять буллингу».
Оценочные материалы
Для отслеживания результативности
следующие диагностические методики:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
№
п/п
1

программы

используется

«Социометрия» Дж. Морено;
«Определение психологического климата группы» Л.Н. Лутошкина;
«Изучение психологической атмосферы в группе» Ф. Фидлера;
«Индекс групповой сплоченности» С. Сишора;
«Буллинг» Методика Д. Олвуеса;
«Круги» Методика Н.Е. Щурковой;
«Опросник риска буллинга» А.А. Бочевара;
«Методика на выявление буллинг-структуры» Норкиной Е.Г;
«Руки» Тест Вагнера;
«Кактус» Проективный тест;
«Дерево с человечками»;
«Опросник уровня агрессивности» Басса-Дарки.
Тематическое планирование коррекционной программы
«Буллинг - СТОП!»
Количество занятий
Тема
Всего
Теория
Практика
занятий
Вводное
занятие
«Буллинг.
1
1
Жестокость в образовательной
среде»

2
3
4

5
6

7
8
8.

9.
10.

11.
12.
Всего:

Занятие с элементами тренинга
«Учись быть добрым»
Психологический
тренинг
«Саморегуляция»
Ролевая игра. «Чем мы похожи
друг на друга»

1

1

1

1

1

1

Кинолекторий «Чучело»
Промежуточный контроль:
«Социометрия» Дж. Морено,
проективная методика «Дерево с
человечками»
Деловая игра «Мои внутренние
друзья и мои внутренние враги
Тренинговое занятие «Властелин
эмоций»
Информационный
час
с
элементами
тренинга
«Кибербуллинг
или
опасное
виртуальное пространство»
Игровая программа «В стране
понимания»
Мозговой штурм «Можно ли
эффективно
противостоять
буллингу и скулшутингу»
Диспут «Конфликты. Что делать,
если вас унижают в школе»
Итоговый контроль.
Диагностическая методика
«Буллинг» Д. Олвуеса

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12
3
9
занятия
занятия
занятий
Список использованной литературы
1.
Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком.
Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.
2.
Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга
//Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И.Герцена. - 2009. - № 105. С. 159-165.
3.
Предотвращение
насилия
в
образовательных
учреждениях.
Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина,
М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
4.
Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми - М.:
Психология и педагогика, 1993г.

5.
Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной,
Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.
6.
Холодова Ю.Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении
// Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод. статей.
- СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38.
7.
Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли:
агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. –
2015. – №2. – С. 55-68.
8.
Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга
//Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - 2017. - № 105. С. 159-165.
9.
Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных.
Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и
противостояния насилию. - М.: Федеральный институт развития образования,
2019. - 120 с.
Дополнительная литература
1.
Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли
среди сверстников) в детских коллективах/Сост. А.Е. Довиденко и др. –
Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с.
2.
Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с
детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 106–110.
3.
Предотвращение
насилия
в
образовательных
учреждениях.
Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина,
М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
4.
Предотвращение
насилия
в
образовательных
учреждениях.
Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина,
М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
5.
Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной,
Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.
6.
Холодова Ю.Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении
// Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод. статей.
- СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38.
7.
Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг
[Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5.
8.
Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с
детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». – 2014. – № 6 (июнь).
Интернет – источники
1.
Режим доступа: http://klepik.depon72.ru/?p=1348Курганский
Профилактика буллинга [Электронный ресурс].

С.М.

2.
Режим
доступа:
https://ekidz.eu/ru/mobbing-i-bulling-2/Доктор
Шлаукинд. Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в
школе. [Электронный ресурс].
3.
http://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q.
4.
https://www.b17.ru/article/22384/.
5.
http://www.domrebenok.ru/blog/nasilie-v-shkole-chto-takoe-bulling-chemon-opasen-i-kak-s-nim-borotsya/.
6.
http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214740.pdf.
7.
Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html.
8.
Режим доступа: http://klepik.depon72.ru/?p=1348Курганский С.М.
Профилактика буллинга [Электронный ресурс].
9.
Режим
доступа:
https://ekidz.eu/ru/mobbing-i-bulling-2/Доктор
Шлаукинд. Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в
школе. [Электронный ресурс] .
10. http://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q.


Наверх

Тест

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».