Приложение №30 Утверждено приказом директора № 242-Д от 21.08.2020 Коррекционная программа «Буллинг - СТОП!» Пояснительная записка В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение. Именно в это время, усвоив определенные модели поведения, например поведение «жертвы», подросток следует им всю последующую жизнь. Также и агрессия может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем. Профилактика, направленная на профилактику, буллинга помогает уменьшить масштабы этого явления и сократить количество вовлеченных в него подростков — «агрессоров» и «жертв». Буллинг — это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение. Это длительный процесс сознательного жестокого отношения со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Такие действия не носят характер самозащиты и не санкционированы нормативно-правовыми актами государства. Насилие происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, стремление заслужить авторитет у окружающих). Жертвой может стать любой ребенок. Но обычно выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, для которых характерны: физические недостатки, особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки, страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, в другом — насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником. Последствия травли сверстниками могут быть самыми плачевными. Ребенок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым. Такие люди эмоционально неустойчивы, порой психически нестабильны. Анализируя результаты диагностики личностной тревожности, самооценки детей и подростков, а также уровня развития коллективов и результаты социометрических исследований, был сделан вывод о необходимости проведения работы по усилению работы, направленной на сплочение детского коллектива, выработку навыка конструктивного реагирования в конфликте. Направленность программы. Коррекционная программа «Буллинг –СТОП!» определяет содержание и основные пути профилактики буллинга в подростковой среде. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, направленных на своевременную диагностику и проведение коррекционной работы. Актуальность программы: вопрос предупреждения ситуаций насилия в детской и подростковой среде очень актуален, как во всем мире, так и в России. По данным Организации объединенных наций насилию в коллективе сверстников подвергается каждый десятый ребенок в мире, и этот показатель ежегодно растет. В настоящее время буллинг начинает принимать новые формы, все чаще травля происходит в интернете. Современным детям и подросткам, являющимся «жертвами» буллинга сложнее избегать ситуаций травли, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь последствия во взрослой жизни. В связи с этим на образовательные детские учреждения ложится большая ответственность за недопущение буллинга в учреждении, для сохранения благоприятной среды, духовно-нравственное развитие, охрану социального и психологического здоровья детей. Новизна программы: основной упор делается на формирование способности терпимо относиться к особенностям окружающих. Дети обучаются способам выхода из конфликтных ситуаций, умению сказать нет, рассказать о своей проблеме. В работе с детьми большое внимание уделяется личному достоинству, положительным качествам несовершеннолетних. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 2 месяца обучения (12 занятий). Основные формы и методы проведения занятий: диагностические методики, дискуссия, мозговой штурм, психологические игры и упражнения. Цель и задачи программы Цель: профилактика агрессивного поведения и проявления буллинга. Задачи: снижение агрессии и враждебных реакций подростков; формирование навыка конструктивного реагирования в конфликте; содействие улучшению социального самочувствия; оптимизация межличностных и межгрупповых отношений; изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими; устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации; интеграция «отверженных» детей в коллективе. Содержание программы Программа включает в себя три этапа: 1. Диагностические мероприятия «Социометрия» Дж. Морено; «Определение психологического климата группы» Л.Н. Лутошкина; «Изучение психологической атмосферы в группе» Ф. Фидлера; «Индекс групповой сплоченности» С. Сишора; «Буллинг» Методика Д. Олвуеса; «Круги» Методика Н.Е. Щурковой; «Опросник риска буллинга» А.А. Бочевара; «Методика на выявление буллинг-структуры» Норкиной Е.Г; «Руки» Тест Вагнера; «Кактус» Проективный тест; «Дерево с человечками»; «Опросник уровня агрессивности» Басса-Дарки. 2. Коррекционная работа с несовершеннолетними 1. Вводное занятие «Буллинг. Жестокость в образовательной среде». Цель: профилактика буллинга в образовательной среде. Знакомство с понятием буллинг и демонстрация презентации с обсуждением. Диагностика предрасположенности к агрессивному поведению. Подведение итогов занятия. 2. Занятие с элементами тренинга «Учись быть добрым». Цель: формировать навыки доброжелательного общения. 3. Психологический тренинг «Саморегуляция. Цель: обучить навыки владения способами саморегуляции. 4. Ролевая игра. «Чем мы похожи друг на друга». Цель: профилактика буллинга в школьной среде. 5. Кинолекторий «Чучело». Цель: способствовать развитию эмоциональной чуткости, внутреннего мира человека, формировать умения межличностного общения. 6. Промежуточный контроль: «Социометрия» Дж. Морено, проективная методика «Дерево с человечками». Цель: выявить психологический климат в коллективе, определить эмоциональное состояние и положение в коллективе. 7. Деловая игра «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги». Цель: способствовать развитию эмоциональной чуткости, внутреннего мира человека, формировать умения межличностного общения. 8. Тренинговое занятие «Властелин эмоций» Цель: расширение знаний подростков об эмоциях человека, обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей. 9. Воспитательное занятие «Мы строим дом-дом без насилия». Цель: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения. 10. Занятие с элементами тренинга «Формирование навыков доброжелательного общения». Цель: формировать навыки доброжелательного общения. 11. Промежуточный контроль: «Индекс групповой сплоченности» С. Сишора; Цель: повторная диагностика взаимоотношений в группе сверстников. 12. Информационный час с элементами тренинга «Кибербуллинг или опасное виртуальное пространство». Цель: познакомить подростков с опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать этих опасностей, профилактика правонарушений в сети. 13. Игровая программа «В стране понимания». Цель: формирование чувства общности у детей, воспитание доброжелательного отношения друг к другу. 14. Диспут «Конфликты. Что делать, если вас унижают в школе». Цели: познакомить детей с понятием «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; выработать стратегию поведения. 15. Мозговой штурм «Можно ли эффективно противостоять буллингу». Цель: формировать активную жизненную позицию у детей и подростков по противодействию буллинга, основываясь на ранее полученные знания. 16. Итоговый контроль. Диагностическая методика «Буллинг» Д. Олвуеса. Планируемые результаты реализации программы 1. Расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими; 2. Равитие навыков самоконтроля; 3. Развитие эмпатии; 4. Повышение ответственности за свои действия; 5. Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в детском коллективе. Материально-техническое обеспечение Для реализации программы необходимы: 1. Помещение для проведения занятий –учебный класс; 2.Оборудование учебных помещений: -рабочие места по количеству обучающихся в соответствии с САНПиН: столы, стулья; -рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером с установленным лицензионным программным обеспечением; музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч); 3.Информационное обеспечение: -рабочая программа, -видеоролики, -презентации, -аудио материал. Кадровое обеспечение К работе по программе допускаются педагоги, имеющие педагогическое образование, прошедшие инструктаж по охране жизни и здоровья детей, имеющие медицинское заключение о допуске к работе с детьми. Педагог обязан знать основы детской психологии, возрастные особенности несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет, владеть методами и приемами, позволяющими реализовать задачи, поставленные в данной программе. Формы аттестации Для оценки эффективности занятий по данной программе используются: 1. Первичная, промежуточная и итоговая диагностика (индивидуальные и групповые формы работы с несовершеннолетними). 2. Мозговой штурм «Можно ли эффективно противостоять буллингу». Оценочные материалы Для отслеживания результативности следующие диагностические методики: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. № п/п 1 программы используется «Социометрия» Дж. Морено; «Определение психологического климата группы» Л.Н. Лутошкина; «Изучение психологической атмосферы в группе» Ф. Фидлера; «Индекс групповой сплоченности» С. Сишора; «Буллинг» Методика Д. Олвуеса; «Круги» Методика Н.Е. Щурковой; «Опросник риска буллинга» А.А. Бочевара; «Методика на выявление буллинг-структуры» Норкиной Е.Г; «Руки» Тест Вагнера; «Кактус» Проективный тест; «Дерево с человечками»; «Опросник уровня агрессивности» Басса-Дарки. Тематическое планирование коррекционной программы «Буллинг - СТОП!» Количество занятий Тема Всего Теория Практика занятий Вводное занятие «Буллинг. 1 1 Жестокость в образовательной среде» 2 3 4 5 6 7 8 8. 9. 10. 11. 12. Всего: Занятие с элементами тренинга «Учись быть добрым» Психологический тренинг «Саморегуляция» Ролевая игра. «Чем мы похожи друг на друга» 1 1 1 1 1 1 Кинолекторий «Чучело» Промежуточный контроль: «Социометрия» Дж. Морено, проективная методика «Дерево с человечками» Деловая игра «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги Тренинговое занятие «Властелин эмоций» Информационный час с элементами тренинга «Кибербуллинг или опасное виртуальное пространство» Игровая программа «В стране понимания» Мозговой штурм «Можно ли эффективно противостоять буллингу и скулшутингу» Диспут «Конфликты. Что делать, если вас унижают в школе» Итоговый контроль. Диагностическая методика «Буллинг» Д. Олвуеса 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 3 9 занятия занятия занятий Список использованной литературы 1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с. 2. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И.Герцена. - 2009. - № 105. С. 159-165. 3. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с. 4. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми - М.: Психология и педагогика, 1993г. 5. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с. 6. Холодова Ю.Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении // Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод. статей. - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38. 7. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. – 2015. – №2. – С. 55-68. 8. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - 2017. - № 105. С. 159-165. 9. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. - М.: Федеральный институт развития образования, 2019. - 120 с. Дополнительная литература 1. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах/Сост. А.Е. Довиденко и др. – Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с. 2. Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 106–110. 3. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с. 4. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с. 5. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с. 6. Холодова Ю.Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении // Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод. статей. - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38. 7. Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5. 8. Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). Интернет – источники 1. Режим доступа: http://klepik.depon72.ru/?p=1348Курганский Профилактика буллинга [Электронный ресурс]. С.М. 2. Режим доступа: https://ekidz.eu/ru/mobbing-i-bulling-2/Доктор Шлаукинд. Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в школе. [Электронный ресурс]. 3. http://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q. 4. https://www.b17.ru/article/22384/. 5. http://www.domrebenok.ru/blog/nasilie-v-shkole-chto-takoe-bulling-chemon-opasen-i-kak-s-nim-borotsya/. 6. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214740.pdf. 7. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html. 8. Режим доступа: http://klepik.depon72.ru/?p=1348Курганский С.М. Профилактика буллинга [Электронный ресурс]. 9. Режим доступа: https://ekidz.eu/ru/mobbing-i-bulling-2/Доктор Шлаукинд. Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в школе. [Электронный ресурс] . 10. http://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q.